Использование инновационного психологического оборудования при работе по технологии В.Ф. Базарного
В настоящее время активно осуществляется внедрение и реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в образовательных учреждениях, который обращает внимание работников педагогического образования на здоровье школьников. На совещании по вопросам детского здравоохранения, от 16 мая 2011 года, Д.А. Медведев отметил, что «данные по здоровью детей, в общем, всё время разнятся, и некоторые из них выглядят очень тревожно. В любом случае абсолютно здоровыми, по данным Министерства здравоохранения, в настоящий момент можно назвать только 10 процентов выпускников школ. Более половины детей считаются имеющими ослабленное здоровье, и значительная часть детей в возрасте до 14 лет уже приобретают хронические болезни».
В связи с создавшейся на сегодняшний день ситуацией, необходимо принимать эффективные меры по сохранению здоровья детей в школах и активному внедрению здоровьесберегающих технологий.
Технология В.Ф. Базарного является системным подходом к воспитанию ребенка, который направлен на комплексное, гармоничное формирование и развитие личности. Основными принципами конструирования учебной деятельности на основе сохранения здоровья являются: методика динамических поз, экологический «Букварь» и др. Методика В.Ф. Базарного не затрагивает материалы учебного процесса, а меняет подход к обучению. Дети так же получают глубокие знания по всем предметам, содержащимся в обычной общеобразовательной программе, но при этом процесс обучения, направленный на сохранение здоровья школьника, становится более эффективным.
Для реализации здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного можно использовать инновационное оборудование, которое применяется в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. «Кочки на болоте», представляют собой 12 деревянных полушарий (кочек), которые можно выкладывать на иолу плоской стороной либо вниз, либо вверх. Задача школьника – балансировать, стоя на плоской (или округлой) стороне полушарий. Оборудование «кочки на болоте» можно использовать в групповой и индивидуальной форме и позволяют осознать схему собственного тела, научиться сохранять равновесие с помощью балансировки, развить координацию движений, а так же помогает снять нервное напряжение у школьников. Комплект эффективен также для профилактики плоскостопия и укрепления позвоночника детей.
Следующее оборудование, которое можно использовать при работе по технологии В.Ф. Базарного – «Тактильная дорожка», которая представляет собой покрытие из искусственной травы, наждачной бумаги, металла, плюша, гальки, ворсистой ткани, оргстекла. С её помощью можно снять напряжение, тревожные состояния и осуществить профилактику плоскостопия.
«Рег1га. Набор психолога», представляет собой семь наборов (чемоданов), размещенных на передвижном стеллаже. Для начальной школы такой набор является колоссальным ресурсом реализации здоровьесберегающей технологии, так как данный дидактический материал можно использовать для тренировки графомоторных навыков, формирования и развития математических знаний, классифицированию геометрических форм, умению выявлять признаки предметов, а кроме этого данный набор способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству. Например, игровой набор №5 «От каракуль к каллиграфии» помогает ребенку проходить все этапы формирования графомоторного навыка, развить грубую и тонкую координацию движений (моторику), а так же выработать автоматические навыки письма.
Для развития графомоторных навыков, формирования понятия «право», «лево», развития чувства симметрии, снижения переутомления, чувства усталости, развитию эмоционально-волевой сферы можно использовать набор «Пишем и рисуем на песке». Для организации нескольких зон в классе, с целью сохранения осанки школьника, зрения, уменьшения количества соматических заболеваний, можно использовать сенсорное оборудование: бескаркасную мебель (кресло-мешок), сухой бассейн, пузырьковые колонны, тактильные панели и т.д.
Таким образом, использование инновационного психологического оборудования помогает педагогу реализовать системный подход В.Ф. Базарного к развитию личности ребенка и осуществлять деятельность по сохранению здоровья и созданию благоприятной психологической обстановки.
Тарасова А.Ю., преподаватель кафедры психолого-валеологического образования АКИПКРО, г. Барнаул