Урок изобразительного искусства в 1 классе с использованием технологий Базарного
Тема: Рисование с натуры игрушки – кораблика.
Цель: формирование перцептивных действий.
Задачи: корригировать мелкую моторику через упражнения «Дорожка», «Вид на море»; корригировать зрительное восприятие через упражнения, направленные на различение основных цветов, узнавание и называние геометрических фигур, анализ объекта изображения; воспитывать положительные качества личности (самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца), эстетические чувства.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, «Дорожка»
(прошитая ткань с фасолью внутри), геометрические фигуры, экологический букварь, предметные картинки, игрушка-кораблик из плотного картона, сенсорный крест, подвесная рейка, образцы рисунков с ошибками, «Журнал корабля», тренажёр «бегущие огоньки», массажные ленты, массажные дорожки, предметные картинки из картона с нашитыми кнопками. I. Подготовительная часть.
1. Организация начала урока. Задача: создание положительного эмоционального настроя на урок, проверка готовности к уроку.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Дети проходят в класс по массажным дорожкам, становятся в круг. Дети поворачиваются к соседу справа, улыбаются ему. Учащиеся проходят к своим рабочим местам, проверяют наличие необходимых предметов. |
Учитель сообщает о начале урока. – Долгожданный дан звонок, Начинается урок. На уроке вы будите не просто ученики, а команда моряков. Мы отправимся в морское путешествие. Пройти в класс, встать в круг. Психологический настрой « Приветствие». – Команда, передаём друг другу улыбку и хорошее настроение. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. |
Звучит тихая, спокойная музыка. Массажные дорожки используются с целью профилактики плоскостопия, воздействия на биологически активные точки подошвы ступней. |
2. Вводная беседа.
Задачи: мобилизовать внимание; корригировать мелкую моторику, восприятие
Деятельность через упражнение на различение цветов.
Учащиеся большими, указательными, средними пальцами рук продвигают фасоль по узкой «Дорожке».
Учащиеся Выбегают к букварю, на ощупь с закрытыми глазами определяют фигуру.
Учащиеся слушают стихотворение, хлопают 1 раз в ладоши, услышав цвет карандаша, лежащего на парте.
Предполагаемый ответ учащегося: коричневый.
Учащиеся дают инструкцию в стихотворной форме.
Дети работают парах, прикрепляют соответствующие изображения предметов по инструкции учащихся.
Учащиеся перемещаются по классу, отыскивая
Упражнение, направленное на коррекцию мелкой моторики.
– Мы отправимся в дальнее плаванье. Ребята хотят вам подарить что-то на память. Идём к ним по «дорожке».
– Времени до начала путешествия остаётся всё меньше. Поэтому теперь нужно будет добежать. Дидактическая игра «Определи фигуру на ощупь». Дидактическая игра «Цветные карандаши».
– Необходимо пройти тренировку, чтобы не попасть в беду на море.
Учитель раздаёт цветные карандаши, зачитывает стихотворение:
Как-то раз мне подарили коробок карандашей.
Можно всё раскрасить ими, всех, от пяток до ушей.
– Когда услышите цвет карандаша, который лежит у вас на парте – хлопнуть 1 раз в ладоши. Фиолетовый, оранжевый, зелёный, жёлтый, белый, красный, синий, чёрный.
-Какого цвета я не называла
Обращение к экологическому букварю.
«Дорожка» прошитая ткань с фасолью внутри.
-Путешествовать будем на корабле. Какие же бывают корабли? Найти общие признаки, отличие. Дидактическая игра для развития мелкой моторики «Вид на море».
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.
Вот киты плывут по морю и резвятся на просторе.
Веселее загребай и кораблик подгоняй.
Физминутка «Дотронься до…» – Весь мир вокруг нас окрашен в разноцветные цвета. Дотронуться до красного, … .
Работа с массажными лентами с целью снятия статического напряжения, увеличения кровотока к отделам головного мозга. Смена поз.
Презентация «Виды кораблей»
У «человечков» на экологическом букваре квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
3. Сообщение темы.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
|
– А вот и наш корабль. Чтобы вы надолго запомнили наше путешествие, предлагаю нарисовать корабль. |
Натура-плоский кораблик из плотного картона. |
4. Целеполагание учителя, учащихся.
Задачи: дать учащимся представление о том, какие умения будут формироваться на
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
|
– Я научу вас правильно располагать рисунок на листе бумаги, передавать форму и величину кораблика. |
|
Задачи: формировать умение обследовать объект изображения по вопросам учителя, находить существенные признаки; корригировать зрительное восприятие через упражнения, направленные на анализ объекта изображения; воспитывать положительные качества личности (самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца).
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Ученики рассматривают кораблик; анализируют объект по вопросам учителя. Предполагаемый ответ: в центре.
|
1. Анализ объекта изображения. Выделение частей кораблика, их формы и цвета. Учитель моделирует кораблик из отдельных элементов. Дидактическая игра «Собери кораблик». Проверка качества выполнения задания. Смена поз. 2. Определение последовательности построения рисунка. Учитель выполняет показ с объяснением. Повтор правил раскрашивания. 3. Указания к началу работы. – Как расположить альбомный лист? В какой части листа расположен кораблик? Повторение порядка выполнения рисунка по плану. «Найди ошибку» дидактическая игра. – Пираты, проплывающие мимо нашего корабля, нарисовали его. Какие ошибки они допускали? Правильная посадка во время рисования. З.Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изо деятельности. Учитель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. После выполнения рисунка учащимися простым карандашом учитель подаёт сигнал о начале физминутки. «Весёлые человечки» «Бегущие огоньки» Смена поз. |
К альбомному листу прикрепляются части кораблика. Работа в парах.
Образцы рисунков, выполненных с ошибками – на сенсорном кресте. Восприятие информации в движении. Дифференциаци я (для учащихся 1 и 2 групп выполнена частичная разметка). При выполнении работ звучит музыка. Тренажёр используется с целью снижения зрительного утомления. |
Задачи: подвести итоги урока; формировать способность к анализу и оценке своей деятельности.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечания |
Анализ работы по плану (назвать изображённый предмет, его части, цвет частей, величину, расположение на листе бумаги, качество раскрашивания). |
Выставка работ. Анализ работ учащимися. Развёрнутый анализ работ учителем. Учитель предлагает в корабельный журнал вставить карточки с «?», если что-то за урок осталось непонятным и «!», если всё на уроке было понятно, ученик остался доволен своей работой. |
Схематичный план – на подвесной рейке (рейка используется с целью поиска информации в окружающей действительности, профилактики близорукости). |
Чупцова И.В., учитель начальных классов КГБС(К)ОУ «Славгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»