Проблема адаптации народностей Севера к школе
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ РИТМУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Под наблюдением находилось 38 детей народностей Севера — учащихся подготовительного класса школы-интерната Дудинки. Обследование проводилось дважды: в начале и конце учебного года. Анализировалось функциональное состояние зрительного анализатора, центральной и вегетативной нервной системы, общее физическое развитие.
Анализ полученных данных выявил, что в ответ на начало регулярных занятий в школе у детей произошло системное ухудшение их функционального состояния. В частности, к концу учебного года уровень функциональных возможностей центральной нервной системы снизился с 1,8 с-2 до 1,1 с-2 (р 0,01). Со стороны вегетативной нервной системы отмечено усиление парасимпатического тонуса, что нашло отражение в достоверном понижении электрокожной проводимости (с 33 до 26 мкА, P 0,05).
К концу учебного года наблюдались и значительные сдвиги в функциональном состоянии зрительного анализатора: снижение функциональной мобильности сетчатки (со 167° до 145°, Р 0,01), области аккомодации (с 28,8 до 24,4 см, Р 0,01).
На фоне отмеченных функциональных сдвигов наблюдалось значительное понижение выносливости зрительного анализатора к продолжительным нагрузкам в условиях ближнего зрения. Это оказалось возрастанием удельного веса детей со свежим спазмом аккомодации к концу учебного года в 3,2 раза.
Выше отмеченные факты указывают, что общепринятый (“европейский”) тип обучения оказывает стрессорное воздействие на функциональное состояние организма детей народностей Севера.
В этих условиях сохранение этнической самостоятельности народов Севера все в большей степени определяется сохранением и развитием национальной художественной культуры. Оптимальной формой воспроизводства национальных культурных ценностей является самостоятельная творческая деятельность личности, особенно в период ее формирования. Все это обуславливает необходимость исследования социологических аспектов художественного творчества народов Севера. При этом наиболее перспективным представляется использование в качестве первичных единиц анализа произведений самодеятельного изобразительного творчества детей народностей Севера. Преимущество такого подхода по сравнению с формализованными методами сбора социологической информации заключается в возможности анализа глубинных слоев личности, как правило, недоступных для самоанализа и самооценки и поэтому невыявляемых традиционными социологическими методами.
Во-вторых, анализ изобразительной информации должен быть основным при исследовании групп с недостаточно выраженным доминированием дискурсивно-логического мышления.
В-третьих, предлагаемый подход позволяет использовать эмпирическую информацию, имеющую по самой своей природе целостный характер.
Основными направлениями социологического анализа художественного творчества детей народностей Севера могут быть следующие:
- исследование внутренней динамики изменений системы деятельности по производству художественных ценностей, с точки зрения ее развития иди деградации. Определение внешних факторов (социальных, демографических, территориальных и т.д.), влияющих на этот процесс;
- исследования способностей к художественному творчеству как показателя потенциала развития личности и всей этнической совокупности. Определение внешних факторов, обуславливающих реализацию творческого потенциала личности;
- исследование особенностей мировоззрения и мировосприятия, лежащих в основе целеполагающей деятельности; имеется в виду ценностный характер субъект-объектных отношений, в первую очередь – отношения человека к природе, и субъект-субъектных отношений, а также их соотношение в общей структуре мировосприятия личности;
Последнее связано со следующим обстоятельством. Традиционный образ жизни и занятий коренного населения Севера не требовал особого развития тонких зрительно-ручных координаторных функций. На это, в частности, указывает тот факт, что в условиях стандартной зрительной нагрузки дети коренных народностей вынуждены чрезмерно сближать глаза с объектом зрительной фиксации. За счет этого при чтении и письме они недопустимо низко склонялись над книгой или тетрадью (средняя рабочая дистанция у них составила 15 см).
Установлено, что систематическое пребывание детей в позе с низко склоненной головой через окуло-шейно-тонические рефлексы способствовало задержке физического и функционального развития. Это, в частности, проявилось так, что за весь истекший учебный год показатели роста у детей практически не изменились, оставаясь на уровне 114 +1,3 см. После же трехмесячного летнего каникулярного периода все дети подросли от I до 2,5 см.
Следовательно, все отмеченные выше факты указывают на необходимость внесения корректив в сложившийся режим школьного обучения и общепринятые учебные программы для народностей Севера с учетом их специфических конституциональных и физиологических особенностей, уровня развития аппарата зрительно-двигательной координации, а также своеобразия восприятия информации.
Л.П. Уфимцева, НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН СССР, 1989 г.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ОРДЕНА ЛЕНИНА СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Всесоюзная научная конференция
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
4—6 мая 1989 г.
Тезисы докладов
Секция 7
Роль зрения в формировании этноэкологических особенностей коренных народностей Севера