Роль зрения в формировании этноэкологических особенностей коренных народностей Севера
РОЛЬ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧУВСТВА, МЫШЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ КОРЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА
Говоря о зрении во все времена не переставали восхищаться его функциональным совершенством наиболее тонко чувствовать, а также наиболее полно и объективно отображать внешний мир. Используя приемы анализа физических свойств света, законов перспективного видения, формирования зрительного ощущения и представления, основоположник отечественной физиологической школы И.М.Сеченов в работах “Впечатление и действительность” (1947), “Предметная мысль и действительность” (1947), “О предметном мышлении с физиологической точки зрения” (1947) всесторонне обосновывает положение, согласно которому реальная действительность через зрительную систему формирует адекватные ей психические функции и, в частности, зрительно-образное мышление. Причем, автор убедительно показал, что даже в основе психических операций лежит элементарный зрительно-двигательный акт. Например: “…Все три элемента предметной мысли даны различным движением глаз наблюдателя: обведение контуров дает подлежащее и сказуемое, а переход глаз с одного предмета на другой – связку или отношение между ними”.
Весьма интересен его вывод и о том, что зрительное чувство у человека формируется как синтетическое зрительно-ручное чувство (зрительно-осязательное, зрительно-мышечное и т.д.).
Эти теоретические положения дают основание полагать, что как пространственно-предметная характеристика экосреды обитания, так и сложившиеся этнические особенности трудовой деятельности накладывают глубокий отпечаток на развитие не только различных функций зрения, но и таких сугубо человеческих способностей как зрительно-образное мышление и зрительно-ручное действие.
Наиболее характерными особенностями традиционной экосреды, в которой происходит формирование зрительной системы коренных народностей Севера и ее высших отражательных функций являются широкий пространственно-панорамный обзор, относительная бедность предметной насыщенности, низкая подвижность объектов относительно поля зрения, бедность цветовых колоритов в течение продолжительной полярной зимы, резко сменяющаяся богатством цветовой гаммы в течение короткого полярного лета и т.д. Даже традиционные виды деятельности коренных народностей, направленные на поддержание их жизни (охота, оленеводство, рыболовство), как правило, не выходили за рамки натурального зрительно-экологического взаимодействия.
Следовательно, имеются все основания утверждать, что продолжительный сенсорный контакт со специфическими экологическими факторами Крайнего Севера накладывает глубокий отпечаток на формирование стереотипов зрительно-экологического чувства, мышления и действия.
Проведенными отделением адаптации зрения Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР исследованиями установлено, что к этноэкологическим особенностям зрительного чувства, мышления и действия коренных народностей Севера относятся:
- обостренное чувство пространства, сочетающееся с высокой потребностью к зрительно-двигательной поисковой активности в условиях дальнего зрения и относительно низкая адаптивность к продолжительному функционированию в условиях ближнего зрения;
- обостренное чувство цельного зрительного восприятия объектов в пространстве, и относительно низкая способность к зрительному поэлементному анализу множественности объектов и мелких деталей и, особенно, в условиях ближнего зрения;
- высокое чувство зрительной локализации в пространстве и относительно низкая способность к продолжительному выполнению мелких зрительно-ручных координаторных (в т.ч. и графических) процессов;
- относительно высокая способность к зрительно-образному (“художественному”) мышлению и относительно замедленный словесный (логико-вербальный) тип анализа;
- относительно высокая адаптивность к функционированию в условиях природных фото экстремальных периодов и низкая адаптивность к продолжительному воздействию мелькающей освещенности (экраны телевизоров, люминесцентное освещение) и т.д.
Установлено, что недостаточный учет отмеченных этноэкологических особенностей зрительного чувства, зрительно-образного мышления и зрительно-ручного действия в условиях НТР и, особенно, в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения способствует формированию у детей коренных народностей Севера хронического окуло-вегетативного и оптико-психогенного напряжения, а при выполнении тонко координационных процессов (например, при чтении-письме) генерализации напряжения и поддержанию аномальной доминантной позы с низко склоненной головой. Отмеченное обстоятельство, в свою очередь, способствует определенному угнетению их физического и функционального развития с опережающим формированием таких “школьных” форм патологии как нарушение осанки, близорукость, нервно-психические нарушения и другие, накладывающих существенные ограничения не тодько в профессиональной ориентации и, особенно, на традиционные профессии, но и в творческом и культурном развитии коренных народностей Севера.
Все отмеченное выше явилось основанием для разработки долгосрочной программы направленного формирования функций зрения, предполагаюцих внесение специфических медико-педагогических корректив в сложившуюся практику дошкольно-школьного воспитания и обучения, внедрение которых в широкую практику — неотложная социальная задача.
д.м.н, профессор В.Ф. Базарный
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ОРДЕНА ЛЕНИНА СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Всесоюзная научная конференция
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
4—6 мая 1989 г.
Тезисы докладов
Секция 7