Ученье с увлеченьем
“Школа возвращает родителям детей (отданных в нее здоровыми) изуродованными, кривобокими, близорукими, ни к чему не способными, ничего не знающими”… Эти слова написаны не сегодня, когда общество не на шутку встревожено физической хилостью и бездуховностью подрастающего поколения.
Столичная общеобразовательная школа N 760 – экспериментальная, ее учебные программы разрабатывают восемь российских академиков, среди которых ученик великого Ландау Владимир Купцов и известный в мире специалист в области “здоровье сберегающих технологий” Владимир Базарный.
Многое в этом учебном заведении выглядит необычным и даже архаичным: дети пишут не шариковыми ручками, а перьевыми, на уроках класс делится пополам: одни сидят за партами, а другие стоят за конторками, чтобы потом, по сигналу учителя, поменяться местами.
Девочки и мальчики учатся раздельно, мальчишечьи классы – это “пограничники”, “моряки” и “летчики” (с соответствующей формой и знаками отличия), в девичьих классах – кружевные занавески, колыбельки и куклы, швейные машинки и пяльцы для вышивания.
ВОИНЫ И ЛЕБЕДУШКИ
Директор школы Владимир Гармаш уже привык выслушивать от оппонентов упреки в консерватизме и “оборонном сознании”.
“А какое еще должно быть сознание у гражданина своей страны?” – недоумевает Владимир Юрьевич.
Его ученики вместе с учителями создали в школе музеи: Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, Алексея Маресьева и даже одного из современников – вице-премьера Виктора Поляничко, погибшего в Осетии от рук бандитов. Кроме того, ребята ведут поисковую работу в Смоленской области и уже вернули имена 250 советским бойцам, павшим в Великую Отечественную войну.
Здесь мальчиков воспитывают “воинами” – людьми, сильными духом, готовыми защищать свою семью и Отечество. Отсюда и игра в “пограничников” или “летчиков”, приучающая к дисциплине и ответственности.
Девочек сызмальства готовят к роли матери, торжественно посвящают в “невестушек”, “лебедушек”.
Впрочем, “воины” и “лебедушки” только учатся отдельно друг от друга. Во внеурочной жизни они общаются, дружат, вместе участвуют в театральных постановках, танцуют в школьных ансамблях, поют в хоре.
У раздельного обучения есть свое научное обоснование. “Для всех очевидно, – говорит Владимир Гармаш, – что девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года. Они в начальной школе, как правило, лучше учатся, и учителя постоянно ставят их в пример мальчикам. Усиленно навязывается подражание другому: веди себя как она – будешь успешным”. По такому принципу, считает Владимир Юрьевич, в нашей стране сформировано уже не одно поколение мужчин, подавляемых женщинами, бесхарактерных, безынициативных, не берущих на себя ответственность за близких. Вот и рушатся семьи – в Москве, к примеру, из четырех заключенных браков распадается три, люди не хотят иметь детей, падает рождаемость.
Разговоры о том, что причину демографического спада надо искать в слабой российской экономике, по мнению Гармаша, лишь отговорки: “Неужели сегодня экономическая ситуация в России хуже, чем была в 1946 году, когда был не просто рост, а взрыв рождаемости? Неужели мы с вами беднее, чем Индия?”.
РЕБЕНОК В КОРОБКЕ
Старшее и среднее поколение россиян помнит чернильницы-непроливайки, перьевые ручки и прописи, в которых первоклассники старательно выводили буквы, чередуя нажим с “волосяной” линией. Для сегодняшних учеников эти школьные атрибуты сродни музейным экспонатам, а вот академики, пекущиеся о детском здоровье, убеждены в том, что письмо перышком для начинающего школьника оптимально, поскольку находится в гармонии с естественным нажимным импульсом, а вот шариковая ручка ему просто противопоказана.
В школе проводили эксперимент – стоило ребенку поработать шариковой ручкой хотя бы 20 минут, как у него проявлялись признаки стенокардии. Поэтому в школе N 760 дети пишут по старинке. Кроме того, здесь отработана система контроля за зрением учеников, есть специальные офтальмотренажеры для его разгрузки и тренировки.
Владимир Гармаш убежден, что одна из главных бед школы состоит в том, что в ней маленький человек оказывается в ситуации ограниченного сенсорного пространства, причем надолго: “Вместо того, чтобы дать ребенку возможность бегать, прыгать, играть, – его помещают в жестко регламентированную систему, этакий “коробок”, и он сидит без движения на уроках энное количество часов, потом столько же за книжками дома”.
Постоянно сидящий человек – это, по словам Владимира Юрьевича, “смертельная штука”. Ведь люди – прямоходящие особи, с этим связана вся история развития homo sapiens. Поэтому ребенок должен двигаться – чем больше, тем для него лучше.
Во время учебного часа в этой школе дети не только работают, попеременно стоя за конторками или сидя за партами, но и прямо в классе разминаются на турнике или шведской стенке.
ШКОЛА ВЫБИРАЕТ ПРЕЗИДЕНТА
Уроков в этом учебном заведении ничуть не меньше, чем в любой другой одиннадцатилетке.
Вторая половина дня у большинства ребят тоже проходит в школе – одни усиленно занимаются физикой и математикой, другие “зависают” в отлично оборудованном компьютерном центре, третьи устремляются в кружки и спортивные секции.
Уже восемь лет в школе существуют свой парламент, свой гимн и свой президент, которого избирают тайным голосованием. Одна девочка, чье “мудрое и справедливое” правление особенно понравилось “электорату”, провела на этом почетном посту два срока подряд.
Ребята издают журнал, в котором рассказывают обо всех волнующих их проблемах.
Немаловажный факт: школа и в будни, и в выходные открыта до 22 часов. И на усталость, на “перегрузки” никто не жалуется.
Обучающими методиками, которые применяются в школе N 760, активно интересуются иностранцы. Недавно приезжали итальянские профсоюзные деятели, за бешеные деньги предлагали академикам продать весь пакет документов и отправиться к ним в Италию на работу. Академики ответили отказом.
Газета Труд, 22 Октября 2002
Фильм о школе им. Маресьева и многолетнем опыте применения технологий Базарного