Воспитывать культуру здоровья надо с детства
Главная задача нашей школы — это создание благоприятных условий для освоения учебных программ, развития творческих способностей детей, обеспечения достаточно высокого уровня подготовки сельских выпускников для их конкурентоспособности при поступлении в различные учебные заведения. Выполнить эту задачу возможно, если будут созданы условия, направленные на сохранение здоровья учащихся.
Мониторинг здоровья школьников, проводимый в течение последних 5 лет, показал, что прогрессируют такие болезни, как сколиоз, миопия, сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому педколлектив поставил задачу: создать в школе такие условия, чтобы здоровье детей в течение учебы не ухудшилось.
В 2003 году мы разработали программу “Школа здоровья”, которая была утверждена на педагогическом совете. При ее разработке использовался опыт работы коллектива Больше-Желтоуховской средней школы Кировского района Калужской области, школ, содействующих здоровью Юго-Западного округа Москвы, технология В.Ф. Базарного, а также собственный опыт и традиции школы.
С 2003/04 учебного года коллектив начал работать по данной программе. Ее реализация рассчитана на три года с последующим повторением.
Специалистами Юхновской районной больницы один раз в год осуществляется углубленный осмотр детей, при этом определяется функциональное состояние ребёнка и его физическое развитие.
С фельдшером Мочаловского ФАПа заключен договор о совместной деятельности, на основе которого проводятся профилактические прививки и прививки по эпидемическим показаниям (против гриппа, гепатита В, туляремии), профилактические беседы по здоровому образу жизни.
В начальных классах внедряется здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного. Для профилактики нарушений осанки учащимся подбираются столы и стулья в соответствии с ростом, в физкультминутки на уроках включаются упражнения для осанки.
Учебные занятия в классах проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой, при этом ноги его находятся на коврике с нашитыми пуговицами (таким образом происходит массаж ступни).
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного “чувственно-образного и интеллектуального” восприятия и познания мира по всем предметам применяются картины-панно, расположенные на одной из стен класса. На картинах с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и применения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные “сенсорные кресты”, на которых крепятся карточки с заданиями и возможными вариантами ответов. Применяются офтальмотренажеры, хоровое пение перед уроками. К сожалению, раздельное обучение мальчиков и девочек в условиях малокомплектной школы не представляется возможным.
Содержательная часть программы “Школа здоровья” реализуется на уроках биологии, географии, ОБЖ, физкультуры, чтения, окружающего мира, классных часах.
Темы занятий разработаны по ступеням обучения и повторяются по годам с целью более углубленного изучения данного вопроса. Предполагаются занятия теоретического и практического плана с целью мотивации здоровья и здорового образа жизни, овладения практическими навыками сохранения и умножения здоровья. Спортивно-двигательный режим школы позволяет поддерживать каждому школьнику двигательную активность более двух часов ежедневно.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика до уроков — по трем возрастным группам: 1—4 классы, 5—8 классы, 9—11 классы.
Введен третий час физкультуры: с 1 по 11 класс — еженедельно (за счет факультативов и кружков).
Ежедневно проводятся динамические паузы на свежем воздухе (при благоприятной погоде): 1 класс — 40 минут; 2—11 классы — 20 мин.
Организованы профилактические работы по оздоровлению учащихся:
— фитотерапия (чай из трав — листьев черной смородины, малины, мелиссы);
— витаминотерапия (приём поливитаминов в целях профилактики сезонных обострений вирусных заболеваний ежедневно по 2 недели два раза в год: октябрь-ноябрь, февраль-март; витаминизация питания),
— ароматерапия (в классах имеются наборы, включающие чеснок и лук).
В школе организовано двухразовое горячее питание: завтрак и обед. Энергетическая ценность рационов соответствует энергозатратам детей, рацион сбалансирован по заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам.
Санитарно-гигиеническая безопасность питания обеспечивается, все санитарные требования к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд соблюдаются.
За счет бюджетных средств горячие завтраки получают 100% учащихся, за счет родительской платы двухразовое горячее питание получают 83% учащихся. В рацион введены йодсодержащие продукты: йодированная соль, батон “Здоровье”. В меню — молочные, мясные, рыбные, овощные блюда, овощи, выращенные на школьном участке и заготовленные впрок.
Организуются и проводятся встречи и беседы учащихся и родителей с врачами Юхновской ЦРБ — наркологом, гинекологом, психологом и со специалистами Юхновского реабилитационного центра.
Родители систематически информируются о состоянии здоровья детей, о рекомендациях врачей. Проводится и педагогический всеобуч родителей по темам: “Работа семьи и школы по предупреждению асоциальных явлений — наркомании, токсикомании, алкоголизма, безнадзорности детей и подростков”, “Диагностика здоровья учащихся и методы оздоровления детей в условиях школы и семьи”, “Подростки и наркотики в современном мире”. Проходят совместные оздоровительные мероприятия: “Мама, папа, я — спортивная семья”, “Семья — все вместе, душа на месте”, “Ай да папы!” (совместно с СДК).
Для сохранения работоспособности школьников на должном уровне в структуре урока учитель отводит место для физкультминуток (не менее 3 минут на каждом уроке), основное назначение которых заключается в чередовании умственной работы с выполнением физических упражнений, активизирующих дыхание, кровоснабжение, работу мышц. Для предупреждения утомляемости и организации лучшего усвоения материала проводится систематическая методическая работа с учителями-предметниками с целью изучения и применения различных форм уроков с обязательной сменой деятельности учащихся. В начальных классах для проведения физкультминуток применяются “дорожки здоровья”, спортивные приспособления и снаряды, которыми оборудован каждый из четырех кабинетов начальных классов: шведская стенка, гимнастическая скамейка, обручи, скакалки, мячи, гантели, массажерные коврики.
В школе работают спортивные секции: ОФП, волейбол, настольный теннис, баскетбол, в том числе от ДЮК ФП.
Спортзал находится в хорошем состоянии, косметический ремонт проводится в последние три года ежегодно, так как его используют ежедневно с 8 ч. утра и до 20 ч. вечера.
Проведены педагогические семинары на педсоветах: “Организация обучения и психолого-педагогическое сопровождение слабоуспевающих учащихся, имеющих ослабленное здоровье”, “Возможности формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни в преподавании общеобразовательных предметов”, “Система приёмов, позволяющих снять утомление или предупредить его в ходе учебной деятельности обучающихся”, “Ознакомление с системой педагогических технологий, формирующих позитивное отношение к здоровому образу жизни”, “Здоровьесберегающие технологии”, “Учим и учимся толерантности”.
На методических объединениях учителей рассмотрены темы:
— “Педагогическая здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного”.
— “Требования к проведению урока, к работе со слабоуспевающими учащимися. Требования к домашнему заданию”.
— “Особенности формирования у обучающихся здорового образа жизни средствами физической культуры”.
Систематически с учащимися проводятся тематические классные часы: “Наше здоровье”, “Роль дыхательной гимнастики для здоровья”, “Вредные привычки”, “Предупреждение травматизма”, “Разговор о правильном питании”, “Режим дня и здоровье”, “Кожа — зеркало здоровья”, “Хорошая осанка — залог здоровья”, “Компьютерные игры и здоровье”, “О здоровом образе жизни”, “Здоровье — богатство во все времена”, “Мы и наши привычки: правила рационального питания”, “Как не заболеть, когда другие болеют”, “Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков”, “Алкоголь, курение — враги здоровья”, “Курильщик сам себе могильщик”, “Мифы и правда о наркотиках”, “Алкоголь и способности человека”, “Курить или не курить”, “О влиянии алкоголизма на детский организм”, “Наркомания — знак беды”, “СПИД — чума ХХ века”, “Человек и наркотики”, “Горькие плоды “сладкой жизни””.
Ежемесячно по возрастным группам проводятся Дни здоровья, два раза в год — Неделя здоровья. В рамках Дней здоровья и Недели здоровья проводятся: весёлые старты (1—4 классы); спартакиады “Сильные, смелые, ловкие” (5—11 классы); подвижные игры на свежем воздухе (1—3 классы); олимпийские игры на свежем воздухе (5—11 классы); спортивные эстафеты на свежем воздухе; богатырские потешки и зимние забавы на улице. Проходят и уроки здоровья: “Разговор о правильном питании”, “Режим дня и здоровье”, “Кожа — зеркало здоровья”, “Хорошая осанка — залог здоровья”, “Компьютерные игры и здоровье”, “О здоровом образе жизни”, “Здоровье — богатство во все времена”, “Мы и наши привычки: правила рационального питания”, “Как не заболеть, когда другие болеют”, “Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков”.
Внутришкольные соревнования проходят по настольному теннису, лёгкой атлетике, пионерболу (5—7 классы), волейболу (8—11 классы), баскетболу, летнему полиатлону, шашкам и шахматам, стритболу, по лыжам, стрельбе. Школа участвует в районных соревнованиях по названным видам. Наши спортсмены являются призерами районных соревнований по легкой атлетике, волейболу, соревнований “Калужская верста”, участвуют в районном туристическом слете и районной спартакиаде школьников.
Кроме этого, школьников ждут осенние и весенние легкоатлетические кроссы, лыжные кроссы, спортивные праздники: к 80-летию пионерской организации, ко Дню защиты детей, к 60-летию освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков, к 60-летию Победы, праздники “Весёлый дилижанс” и “Весёлый марафон”.
Дети выпускают тематические стенгазеты: “Средства массовой информации о здоровье”, “Помоги себе сам”, “Как защититься от гриппа”, “Здоровье в саду и на грядке”. Школьники участвуют в военно-спортивных играх “Зарница”, “Орлёнок”, “Зарничка”, отправляются в туристские походы по Юхновскому району.
На каждого учащегося имеется карта индивидуального физического развития. Ведется мониторинг состояния физического развития детей по следующим критериям: рост, вес, ОГК (см), бег 30 м, бег 1000 м, подтягивание/подъем туловища, прыжок в длину. Ведется мониторинг состояния здоровья детей: по группам здоровья, по составу заболеваемости.
Существующий Базисный учебный план, на наш взгляд, приемлем, но в инвариантную часть следует внести третий час физической культуры с 1-го по 11-й класс. Учебные программы по предметам (химия, биология, история, литература, математика, физика) для общеобразовательной школы перегружены. Учебники написаны сложным для понимания языком, содержат большой объем материала.
Местные власти приветствуют и поддерживают работу школы в направлении здорового развития учащихся, оказывают материальную помощь. Марьинская сельская администрация выделила деньги для ремонта школьной спортивной площадки. Администрация МО “Юхновский район” и Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов выделяли деньги на реализацию программы по приобретению спортивного инвентаря для школ.
Родители приветствуют начинания педагогического коллектива. Учащиеся младших классов с удовольствием включаются в работу по оздоровлению, старшеклассники же не испытывают особого желания заниматься оздоровлением. Воспитывать культуру здоровья следует с дошкольного возраста.
Зюкина Т.В., директор Рылякской средней общеобразовательной школы им. генерал-полковника М.И. Потапова, д. Рыляки, Юхновский район, Калужская область.
Материалы нашей конференции: