Школа укрепляет здоровье и учит самостоятельности
В Липецкой СКО школе-интернате III—IV вида (для слепых и слабовидящих детей) сложилось модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Наша школа — модель комплексного образовательного учреждения, соединившего четыре формы образования: общее, дополнительное, коррекционное и начальное профессиональное. В школе ведется обучение по 7 основным программам и 37 программам дополнительного образования.
В школе обучаются 335 учащихся (в т.ч. 12 человек обучаются на дому): сироты и дети ЛРП — 40, дети-инвалиды по зрению — 141, инвалиды по общим заболеваниям — 50.
312 учащихся занимаются в кружках и секциях.
В школе работают 115 педагогов, из них: учителей — 64, воспитателей — 50, старшая вожатая — 1. Заслуженных учителей РФ — 5, Отличников народного образования — 22, Почетных работников общего образования — 10.
Проанализирую приоритетные позиции работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Важным для сохранения здоровья воспитанников является обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, то есть состояние здоровьесберегающей инфраструктуры школы-интерната.
Школа-интернат расположена в трехэтажном типовом здании, где созданы условия для изучения обязательных учебных дисциплин, дополнительных предметов по выбору обучающихся, коррекционных дисциплин, для занятий в кружках, на музыкальном отделении (30 учебных кабинетов, 5 кабинетов коррекционных дисциплин, 5 кабинетов для занятий на музыкальном отделении, шахматный клуб, мастерские “Глиняная игрушка”, изостудии “Вдохновение”, актовый зал, спортивный зал, зал ритмики и ЛФК, тифлоцентр).
Все кабинеты оснащены тифлотехническим оборудованием для проведения занятий со слабовидящими и незрячими учащимися (приборы “Графика”, “Ориентир”, компьютеры с Брайлевским дисплеем, набор приборов и пособий, облегчающий обучение и восприятие учебного материала: приборы для письма по Брайлю, таблицы по Брайлю; специальное оптическое оборудование для использования остаточного зрения слепых и слабовидящих детей: ортоскопическая накладная лупа, планосферическая строчная лупа).
Спортивный зал оснащен оборудованием и инвентарем для слабовидящих и незрячих учащихся (гимнастические стенки, гимнастические скамьи, маты, перекладина, брусья, беговая дорожка — 2, тренажер — 4, озвученные мячи).
В учебных кабинетах применяется система общего освещения и местного освещения (подсвета) классной доски, что способствует увеличению освещенности (не менее 500 люкс).
Библиотека является справочно-информационным центром, оснащенным всеми видами ТСО для слабовидящих учащихся, которые обеспечивают условия для индивидуальных занятий слабовидящих обучающихся. Книжный фонд библиотеки составляют: учебники плоскопечатные с крупным шрифтом (9594 экземпляра), учебники по Брайлю (12130 экземпляров), “ПК” Говорящие книги (1524 экземпляра), художественная литература по Брайлю (4000 экземпляров).
В столовой, согласно гигиеническим требованиям к организации общественного питания, организовано пятиразовое горячее питание для воспитанников школы-интерната и двухразовое для приходящих детей.
В кабинетах каждый обучающийся обеспечен удобным рабочим местом за столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения.
В мастерских оборудование для трудового обучения размещено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.
Станки отвечают требованиям санитарных норм и имеют соответствующие защитные приспособления.
Все учебные помещения проветриваются во время перемен, до начала занятий и после их окончания.
Таким образом, в школе созданы достаточно комфортные условия обучения и воспитания детей.
Оздоровительная инфраструктура школы-интерната позволяет реализовывать лечебную и профилактическую работу с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и контроля (массаж, электростимуляция, физиотерапия, фитотерапия, озонотерапия). В школе имеются: медкабинет, зубоврачебный кабинет, физиокабинет, процедурный кабинет, изолятор, массажный кабинет, зал ЛФК, тренажерный комплекс, спортзал, спортплощадка.
Администрация школы-интерната серьезно относится к решению проблемы рациональной организации коррекционно-образовательного процесса, предполагающей создание комфортных условий для всех его участников и, в первую очередь, создание педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только развитие умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности каждого ребенка, но и его физическое и психическое здоровье. Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.
Режим дня учащихся школы — наиболее интегральный показатель эффективности коррекционно-образовательного процесса с физиолого-гигиенической точки зрения. Учебный план согласован с ТУ Роспотребнадзора по Липецкой области. Объем учебной нагрузки не превышает объема допустимой нагрузки по нормам СанПиНа.
Прием детей в 1 класс и в другие классы осуществляется на основании заключения областной ПМПК.
Обучение детей в 1 классе проводится с соблюдением следующих требований:
— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
— проведение не более 4 уроков в день;
— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью 1 час;
— использование “ступенчатого” режима обучения в 1 полугодии: в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый, со 2 четверти — 4 урока по 35 минут каждый;
— организация дневного сна, прогулки на свежем воздухе;
— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
— дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
В оздоровительных целях в школе-интернате созданы условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении, которая реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся:
— утренняя зарядка;
— физкультминутки на уроках;
— подвижные игры на переменах;
— уроки физкультуры — 2, ритмики, ЛФК;
— занятия спортивных секций (5 секций) и участие в спортивных соревнованиях;
— занятия в танцевальных кружках (2 кружка);
— дни здоровья — каждый месяц.
Расписание уроков составлено отдельно для обязательных, факультативных и коррекционных занятий. Между началом факультативных, коррекционных и последним уроком обязательных занятий перерыв продолжительностью 45 минут.
В расписании уроков для обучающихся 1 ступени чередуются основные предметы с уроками музыки, ИЗО, трудового обучения, физкультуры, для обучающихся 2 и 3 ступеней обучения — предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
Расписание уроков составляется с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся.
Для реализации программы “Одаренные дети” организованы индивидуальные занятия по музыке, русскому языку, литературе, математике, иностранному языку, истории, введены спецкурсы: “Стилистика речи”, “Физика и компьютер”, факультативы по биологии (подготовка к поступлению в медицинский колледж), по информатике отдельно для слабовидящих и для незрячих учащихся.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в школе-интернате является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, а значит, является средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в СКО школе-интернате III—IV вида осуществляется с детьми всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.д.), в том числе с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Внеклассная работа по физическому воспитанию является ценным дополнением к учебным занятиям по физической культуре. Воспитанники школы постоянно участвуют в соревнованиях различных видов спорта.
Медицинская профилактика, лечение и динамическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников реализуется через школьную программу “Здоровье”.
Большую роль в системе психологической помощи детям-инвалидам, играет арттерапия. В школе около 10 лет осуществляется эксперимент по проблеме “Реабилитация и социальная адаптация детей с нарушениями зрения средствами эстетического воспитания”. В рамках эксперимента действуют 37 коллективов художественно-эстетического и прикладного творчества. Каждое направление за эти годы приобрело статус технологии социокультурной реабилитации.
На каждого ребенка-инвалида ведется карта социокультурной реабилитации.
Результатом системной коррекционно-образовательной и оздоровительной деятельности является успешная социализация выпускников школы и их трудоустройство. За последние пять лет 38,2% выпускников поступили в вузы; 42% выпускников в средне-специальные учебные заведения, многие работают в ООО “Электроаппарат”.
Батищев И.И., директор СКО школы-интерната III — IV вида, Заслуженный учитель РФ, г. Липецк.