О формировании Образа воспитанника…
Год “Педагога и наставника”
К 200 – летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
Уважаемые коллеги!
Поздно вечером в 22:11. (01.01.23 г.) Владимир Ильич Зайцев, заместитель руководителя рабочей группы по созданию “Центра здорового образования” им. В.Ф. Базарного прислал мне на электронную почту видео-сюжет о том, как старшеклассники в одной из школ Санкт‑Петербурга глумятся над мальчишкой – инвалидом, у которого нет ног. В сетях по этому поводу пишут, что ребенка привезли в город на Неве из Донбасса. Этот сообщение вызвало желание сесть за компьютер и написать некоторые размышления “О формировании образа воспитанника…”.
О формировании Образа воспитанника…
Константин Дмитриевич Ушинский неоднократно утверждал, что занятие педагогикой требует от человека всесторонней развитости, увлеченности, четкого понимания цели и задач своей деятельности, много “нравственной энергии” и “глубокого знания предмета”, с которым он работает.
Так как предмет воспитания, по мнению Ушинского, – Человек, то педагог должен изучить своего воспитанника во всех отношениях, включая его психофизические особенности, дарования и способности, достоинства и недостатки, а только потом давать направления его уму, бороться с леностью, формировать вкус и, что самое главное, внушить “любовь к Истине”.
Воспитание, по мнению Ушинского, имеет целью не развитие наук, а формирование в человеке “Идеала” который может быть только народным и выражать национальные ценности. И потому идеал немца – “немецкий ессе homo, совершеннейший немец”… “универсальный человек, гражданин мира”, идеал англичанина – “истинный джентльмен”; француз ценит “внешний блеск, тщеславие и материальную пользу”, а “посреди самой развитой американской жизни, где все так хорошо, так полезно устроено, русскому человеку будет скучно и неуютно посреди всеобщего комфорта”.
Положенная Ушинским в основу воспитания «идея о человеке» должна отвечать на вопрос:
“Каков должен быть человек по понятиям парода в известный период народного развития?”.
Он справедливо заметил, что “каждый народ имеет свой особенный Идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.
Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы.
Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию.
Он украшает этого идеального человека всеми лучшими качествами души своей. И если народный идеал человека не всегда сообразен с правилами строгой христианской нравственности, то это только потому, что сама христианская нравственность не вполне еще укоренилась в том или другом народе. Но каков бы ни был этот идеал, он всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, – выражает народную совесть“.
“Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями – его тело, душу и ум, – и, прежде всего, обращается к характеру человека; а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность“.
В этой связи совершенно очевидно, что “Идеал человека”, о котором писал Ушинский, с точки зрения современной школы – это “Образ воспитанника” который должен быть сформулирован в обществе и, как следствие, должен быть четко прописан в Образовательной программе каждой школы в качестве главной “Цели” всего образовательного процесса…
И совершенно очевидно, что если нет достаточно четкого представления об “Образе воспитанника” или “Образе выпускника школы” то и нет возможности четко определить “Задачи школы” которые в процессе решения смогли бы привести к реализации главной “Цели”…
Возвращаясь в недалекое прошлое, для большинства людей в нашей стране было совершенно очевидно, что если в мире инженерных технологий есть образ автомобиля «Мерседес» 600 – ой модели, то очевидно, что и технологии по его строительству были какие-то свои, а при производстве «Жигулей» 6-ой модели технологии были совсем иными…
В нашей стране до революционных событий октября 1917 года достаточно долго образом, на который ориентировалась система образования, был Образ Бога, образ духовно-нравственного Боголюбивого человека…
В Советском Союзе был сформулирован образ Строителя коммунистического общества…
В настоящее время основными документами для формирования “Образа выпускника школы” могут стать:
- Требования ФГОС СОО к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы…
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
Образ
Результат отражения объекта в сознании человека… (Философская энциклопедия. Глоссарий философских терминов…).
Чувственное (материальное или умственное) изображение или воспроизведение какого‑либо объекта… ( Философский словарь).
Результат реконструкции объекта в сознании человека – понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов… (Новая философская энциклопедия).
Образ строителя коммунистического общества.
В формирование “Образа” строителя коммунистического общества был положен “Моральный кодекс строителя коммунизма”.
Моральный кодекс строителя коммунизма.
Моральный кодекс строителя коммунизма – свод принципов коммунистической морали, вошедшие в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Моральный кодекс должен был служить средством нравственного воспитания советских людей, формирования сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества.
Ведущим принципом Морального кодекса были преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине. В нем определено новое, социалистическое отношение человека к труду, к общественной собственности, к общественным интересам, общению между людьми в условиях господства социалистических производственных отношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота и скромность), отношение человека к семье, к детям. Нетерпимость к порокам.
Интернациональная природа Морального кодекса раскрывалась в утверждении им дружбы и братства народов СССР, братской солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами. Жестоким принципам индивидуализма Моральный кодекс противопоставлял нравственные принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: «…каждый за всех, все за одного», «…человек человеку — друг, товарищ и брат» (Программа КПСС, 1973, с. 120).
Основные позиции Морального кодекса строителя коммунизма:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Образ человека в Православии
Образ человека в Православии был определен в Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея.
Глава 5.
Заповеди блаженства.
1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы – соль земли
13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы – свет мира
14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16.Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Не нарушить пришел Я, но исполнить.
17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Нельзя гневаться
21.Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.
23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Нельзя прелюбодействовать в сердце своем
27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Нельзя разводиться
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32.А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Не клянись вовсе
33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Просящему у тебя дай
38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Любить нужно всех, включая врагов
43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Будьте совершенны
48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Содержание Главы 6. и Главы 7. из “Нагорной проповеди” можно легко найти на Официальном сайте Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru.
Иными словами “Православный христианин” (в идеальном представлении) – это человек:
- в первую очередь усвоивший для себя христианские идеалы кротости, незлобивости и смирения;
- осознающий свои слабости, недостатки, раскаянный, укротивший свои страсти;
- милосердный и благожелательный к своим ближним;
- живущий в мире и любви с другими людьми;
- желающий и делающий для других людей добро;
- чистый сердцем и не омраченный никакими затемняющими влияниями порочных страстей или греховных дел;
- живущий с чистой совестью;
- прямой, откровенный и жизненно щедрый;
- лишенный криводушия, лицемерия и лукавства;
- спокойный, добрый нравом и неагрессивный;
- трудящийся в целях достижения и водворения мира на земле, творящий мир среди несчастных;
- борющийся за истину, против пороков и утверждающий истины Спасителя;
- стойкий в борьбе за истину (за заповеди Христа).
К подобному выводу (формулировке) об Идеальном образе Православного христианина нам помогает прийти одна из глав (“Понимание способностей в Библии”) книги Владимира Дмитриевича Шадрикова (Доктор психологических наук, Академик РАО) “Духовные способности” (Издательство «Институт психологии РАН» Москва – 2020 г.).
“Образ выпускника школы” в современной системе образования…
Образ “Выпускника современной школы” уважаемые коллеги, можно попробовать самостоятельно сформулировать, ознакомившись с основными положениями в ниже приведенных документах. Не исключая в своих размышлениях и лучшие наработки в более ранних исторических периодах нашей страны в соответствии с учетом отечественных традиционных ценностей и накопленным культурно-историческим опытом.
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Требования ФГОС СОО к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
П.1. Общие положения
1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета “Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти” в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее также – традиционные ценности).
2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”, Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.
3. Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” и от 21 июля 2020 г. N 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”.
4. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.
9. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее – государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей) представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий.
П.3. Цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
23. Целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;
б) противодействие распространению деструктивной идеологии;
в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
24. Реализация стратегического национального приоритета “Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти” предполагает решение следующих задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:
а) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;
б) сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;
в) сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России как об основном стратегическом национальном приоритете;
г) реализация государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии;
д) воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности;
е) поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;
ж) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям;
з) формирование государственного заказа на проведение научных исследований, создание информационных и методических материалов (в том числе кинолетописи и других аудиовизуальных материалов), произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;
и) обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставление доступа к ним в целях их популяризации как среды, формирующей историческое самосознание, воспитывающей любовь и уважение к Отечеству;
к) поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;
л) защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики;
м) защита от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;
н) повышение роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях.
В качестве примера приведем выдержку из Концепции ГОУ СОШ (лаборатории) №760 им. А.П. Маресьева Департамента образования г. Москвы. В которой (после долгих размышлений о целях и задачах современной системы образования в начале тех самых непростых 90-ых годах… ) коллектив школы пришел к выводу и определил, что Цель образовательного процесса в школе может быть только одна…
“Цель образования – это сам Человек, которого мы формируем в процессе воспитания и обучения… И очень важно в этой связи видеть образ конечного результата своей деятельности…
Нам кажется, что вся система образования в школе, как единый интегративный, целостный процесс воспитания и обучения, должна быть направлена на сохранение физического, психического и нравственного здоровья ребенка, на формирование и развитие личности, которой должны быть присущи:
- чувство необходимости достойного служения своей стране;
- любовь к Родине;
- порядочность, честность, справедливость;
- мужественность и женственность;
- желание и осознанная потребность иметь свою семью, своих детей;
- патриотизм и гражданственность;
- способность в трудную минуту встать на защиту своей страны;
- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;
- доброжелательное отношение к людям;
- целеустремленность и самоуважение;
- забота о благосостоянии общества;
- уважение и терпимость по отношению к другим – отдельным лицам и представителям этнических и культурных групп – их образу жизни, идеям и мнениям;
- приверженность идеалам демократии;
- умение жить в современном быстро меняющемся информационном мире и быть конкурентно способным;
- наличие высокого уровня компетентности в выбранных профильных областях знаний при хорошем освоении общекультурного компонента образования;
- понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям…
и хочется, чтобы наши выпускники были здоровыми, сильными, целеустремленными, знающими, желающими, могущими, умеющими и самое главное – человечными…”
А эпиграфом к выше приведенному документу были следующие строчки:
«Чтоб маленький росток
С земли подняться мог,
Ты помоги ему…
Духовной красотой
Как чистою водой,
Ты напои его…
И в суматохе дней
Теплом согрей и сохрани его…»
(Учитель начальных классов школы №760. Гурьянова И.Ю.)
И в конце этого материал мне бы хотелось вновь вернуться к видео-сюжету из Санкт‑Петербурга…
В этой связи из далекого студенческо-педагогического прошлого вспоминается высказывание о значении воспитания. Автора текста не могу вспомнить.
И оно звучит приблизительно следующим образом:
“Если человека родить и не воспитывать его, то из него вырастет такое страшное чудовище, которое не могло бы родить на земле ни одно из известных животных, а произвести его на свет мог только человек…”.
Гармаш В.Ю., к.п.н, почетный работник общего образования РФ
02.01.2023 г