Учёт гендерных особенностей в работе по здоровьесбережению обучающихся
В современных условиях одной из важнейших задач образования становится максимальный учет особенностей развития и здоровья учащихся. Реализация личностно ориентированного подхода невозможна без учета не только индивидуальных особенностей, но и особенностей, присущих большим группам детей. Современная школа обращает внимание в основном на возрастные особенности, тогда как половые и гендерные особенности оказываются слабо учитываемыми при организации учебно-воспитательного процесса. Между тем, эти особенности накладывают отпечаток на проявление практически всех качеств и свойств человека. Формирование индивидуальности и разностороннее интеллектуальное, нравственное и физическое развитие каждого ребенка невозможно без учета его половой конституции. В этих условиях раздельное обучение мальчиков и девочек можно охарактеризовать как одну из моделей построения образовательного процесса, реализующую личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию ребенка.
Именно эта модель лежит в основе концепции школы «Женская гимназия». Школа «Женская гимназия» является не совсем обычным образовательным учреждением. Это многофункциональное образовательное учреждение, реализующие образовательные и воспитательные задачи, включающей в себя как общее школьное, так и дополнительное образование. Особенностью школы является раскрытие природных гендерных задатков и способностей девочек на основе взаимодействия всех субъектов педагогической деятельности, преемственности и комплексности педагогических воздействий. Школа обеспечивает единство и преемственность педагогического влияния на ребенка с учетом его возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития на основе оптимального сочетания разнообразной деятельности учащихся.
Помимо образовательной функции, в учреждении решается не менее важная задача разработки различных образовательных технологий.
Мы стараемся интегрировать практику и развитие мировоззрения. За последние три года нами проведено две научно-практических конференции, несколько семинаров для педагогов области.
Управление научно-методической работой школы осуществляется через деятельность Научно-методического центра гендерного образования.
Научно-методический центр гендерного образования создан как структурное подразделение МОУ начальная общеобразовательная школа «Женская гимназия» в соответствии Договором о сотрудничестве между Институтом педагогики и психологии ЯГПУ им. Ушинского и МОУ НОШ «Женская гимназия».
Основная цель деятельности Центра: разработка, анализ и внедрение гендерных технологий в образовательный процесс.
Для достижения поставленной цели Центр решает следующие задачи:
- Анализ практического опыта в области гендерного образования.
- Теоретическое обобщение накопленного опыта (как школы «Женская гимназия», так и других образовательных учреждений).
- Разработка методических материалов по проблемам гендерного образования.
- Распространение и тиражирование накопленного опыта.
Основные направления деятельности центра.
- Обобщение имеющегося теоретического и практического опыта, его распространение через издание статей, пособий, проведение семинаров, конференций.
- Разработка и систематизация имеющихся практических технологий, организация и руководство методической деятельности педагогов.
- Просветительская деятельность среди педагогов и родителей, внедрение гендерных технологий в образовательный процесс.
Одной из важнейших задач школы, а значит и научно-методического центра, является внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Раздельное обучение позволяет максимально полно учесть личностные интересы и гендерные особенности восприятия детей.
Организация образовательного процесса в «Женской гимназии» имеет ряд особенностей:
– Во-первых, это школа полного дня.
– Во-вторых, интеграция общего и дополнительного образования на основе взаимодействия двух структурных подразделений (начального общего образования, дополнительного образования для учащихся 1-11 классов и детей дошкольного).
– В-третьих, осуществление программы поло-личностного воспитания девочек.
– В-четвертых, осуществление программы «Охрана здоровья девочек – основа репродуктивного здоровья женщины».
– В-пятых, введение в Учебный план дисциплин, отражающих специфику «Женской гимназии»
Формируя учебный план школы “Женская гимназия”, особое место в нем мы отвели предмету “Женщина в семье”, включающем такие курсы, как “Семейная педагогика”, “Психология общения”, “Введение в сознательное материнство” и другие. Одна из задач курса “Женщина в семье” – подготовка девочки к семейной жизни, формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, на сосредоточении внимания девочек на природном (священном) предназначении женщины, её ответственности за здоровье нации. Ведь девиз всей работы «Женской гимназии» по здоровьесбережению является «Здоровье женщины – здоровье нации».
С 2006-2007 учебного года в рамках работы Научно-методического центра был разработан проект, направленный на внедрение программ по формированию у подростков чувства осознанного родительства. Проект направлен на решение задач, поставленных Президентом РФ по улучшению демографической ситуации в стране. Цель проекта – подготовка молодежи к ответственному подходу к организации семьи и выполнению родительских функций.
Проект включает в себя несколько программ, рассчитанных на детей, подростков и молодежь от 7 до 30 лет, начиная с таких программ для детей, как «Формирование культурно-гигиенических навыков девочек», «Колыбельная для куклы»; программы для подростков: «Введение в сознательное материнство», «Сегодня подросток – завтра родитель»; программы для молодоженов: «В ожидании чуда»; программы для молодых родителей: «Растем и учимся вместе с ребенком», «Родительские университеты».
Одна из программ проекта «Сегодня подросток – завтра родитель» получила финансирование Комитета по делам молодежи мэрии г. Ярославля. А по итогам работы за программы «Летний лагерь для старшеклассников», «Введение в сознательное родительство», реализованную в рамках городского конкурса программ и проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи г. Ярославля получили Диплом комитета по молодёжной политике мэрии города Ярославля
К сожалению, в силу ряда причин, большинство педагогов не готово осуществлять работу по подготовке школьников к семейной жизни.
Учитывая потребность в подготовке детей к семейной жизни и неготовностью школы к осуществлению подобной деятельности, поэтому нами разработана программа по обучению педагогов для работы по подготовке школьников различных возрастов к семейной жизни и осознанному родительству. В задачи программы входит:
- систематизировать народные культуры и теоретические знания о различных аспектах семейной жизни и семейного воспитания;
- сформировать умения и навыки по воспитанию высоконравственных межличностных отношений.
- Усовершенствовать умения и навыки по использованию активных методов обучения.
По нашему убеждению, важнейшая задача любой школы – создание таких условий, в которых здоровье учащихся, по крайней мере, не ухудшалось бы. Эта задача должна решаться как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Оптимальность достигается обязательным разумным чередованием всех видов деятельности, что отражено в плане работы школы, каждого класса, учебном расписании, в режиме дня.
Важный аспект – просветительская работа среди родителей, для чего проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации и педагогические совещания по вопросам здорового образа жизни, состояния здоровья учениц.
Основной и до сих пор нерешенной для школы проблемой является обеспечение для воспитанниц возможности продолжать образование в условиях образовательного учреждения, поскольку в данный момент школа реализует лишь общеобразовательные программы начального обучения.
Литература:
- Материалы Всероссийского форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся». – М. «Ключ». 2005. Часть 111.
- Раздельное обучение мальчиков и девочек: Наука, методики, результаты. Материалы 1 Всероссийской научно – практической конференции «Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России» (г. Железногорск,22-23 сентября 2009 года). М. 2010.
Бондаренко Р.А.- руководитель научно-методического центра «Женской гимназии»; Колбёшина Е.И., директор школы «Женская гимназия», кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012