Рекомендации Экспертного Круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов
РЕКОМЕНДАЦИИ
Экспертного Круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов на тему:
«Здоровая школа – здоровый народ».
18 апреля 2024 года город Балашиха
Организатор: Комиссия Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов.
При поддержке: – Комиссии Общественной палаты Московской области по зравоохранению – Комиссии Общественной палаты Московской области по делам молодежи, спорту, патриотическому воспитанию и добровольчеству (волонтерству) – ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей», – Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного, – Администрации городского округа Балашиха; – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Земская гимназия». – Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации (МОРО ОООВ ВС РФ).
Цель: Выработка конкретных мер по созданию механизма распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения Московской области, в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации – как практического шага по выполнению требования «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (раздел IV, пункт 4), введённой Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 июня 2012 года № 761, требующей «Распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В ходе мероприятия были рассмотрены следующие вопросы:
- Оценка итогов деятельности системы образования с позиций её влияния на здоровье обучающихся в динамике за последние 10-20 лет:
- Система образования, как социальный институт воспроизводства творческого, физического и психического потенциала народа, и её влияние на демографию и здоровье народа. Почему сохранение и укрепление здоровья детей на старте своей жизни – дошкольного возраста и школьников – должно стать базой для обеспечения устойчивого здорового развития новых поколений, а в итоге здоровья всего населения Московской области и Российской Федерации в целом;
- О необходимости решения проблемы перевода системы образования Московской области на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую (здоровьесберегающую) основу в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина и рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации по данному вопросу.
- Обсуждение причин не должного выполнения муниципальными органами исполнительной власти, администрациями и учредителями образовательных организаций Московской области, положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, требующей «Распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» (раздел IV, пункт 4).
- Меры по созданию и реализации механизма распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения Московской области в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, Указами Президента Российской Федерации и рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации по данному вопросу .
Рассмотрев и обсудив проблемы и перспективы здоровьеразвивающего воспитания и обучения в Московской области, участники Экспертного Круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов особо подчёркивают необходимость создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка, как главного ресурса всей его жизнедеятельности.
Они напоминают, что 21.02.2023 года в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была обозначена основная задача по защите наших детей: «Мы должны защитить наших детей от деградации и вырождения, и мы сделаем это», – заверил В.В. Путин.
Тема народосбережения, в т.ч. и детей, нашла продолжение и в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 4 марта 2024 года.
Президент предложил запустить в этом году национальный проект «Молодежь России», который будет посвящен будущему страны.
Участники Экспертного круглого стола отмечают усилия Общественной палаты Московской области, особенно Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов в продвижении в общественное сознание необходимости перевода системы образования на здоровьеразвивающую основу, как ключевого звена в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях.
Они напоминают, что такая задача о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» была поставлена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (раздел IV, пункт 4), введенной Указом Президента Путина В.В. от 1 июня 2012 годка № 761. К сожалению, исполнительная власть к решению этой задачи так и не приступила.
Участники Экспертного круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов разделяют и поддерживают Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации от 22.09.2022 года по итогам Круглого стола на тему «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях», а также идеи, изложенные во Вспомогательных материалах общественным палатам субъектов Российской Федерации для организации и проведения мероприятий, посвящённых обсуждению данной темы, подготовленных Центром здорового образования им. В.Ф. Базарного и ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей».
Участники Экспертного круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов также констатируют, что сегодня в системе образования Московской области имеется ряд серьезных проблем:
- Проблема – стойкая тенденция ухудшения здоровья детей во время обучения.
- Проблема – стойкая тенденция ухудшения здоровья и уровня социальной зрелости старших школьников и допризывной молодежи.
Так по данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков среди старшеклассников не осталось абсолютно здоровых детей. (РТР «Вести – 24» от 20 июня 2017 г.).
Источники этих двух проблем кроются в системе образования с традиционным вербально-обездвиженным режимом обучения детей, как социальном механизме воспроизводства молодых людей, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство.
- Проблема: Федеральные Программы в интересах здорового развития детей не работают как должно, их эффективность крайне низкая.
Так после «успешного» выполнения каждой очередной Федеральной программы, направленной на оздоровление народа, здоровье детей и подростков все более ухудшается.
На это указывают заявления ведущих специалистов России, данные Счётной Палаты РФ, Общественной Палаты РФ, ОНФ РФ, в том числе и заявления официальных чиновников из Министерства здравоохранения РФ.
Причинами нерешенности всех этих проблем в системе образования Московской области являются:
- Отсутствие механизма распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные организации Московской области в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, Указом Президента РФ от 01 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Указом Президента РФ от25 января 2023 года «35 «О внесении изменений в Основы государственной культурыной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от24 декабря 2014 года №808, а также рекомендациями Общественной палаты Российской Федерации по данному вопросу.
- Отсутствие механизма ответственности руководителей образовательных организаций за сохранение и укрепление здоровья детей в ходе учебного процесса, а также отсутствие в системе показателей и индикаторов оценки работы образовательных организаций таких реальных показателей здоровья, как:
- увеличение числа детей первой группы здоровья
- снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания
- снижение заболеваемости обучающихся (действующее законодательство это позволяет сделать).
Несмотря на то, что область образования заявляется приоритетной в государственной политике РФ (и по Конституции РФ и по Закону «Об образовании), но, к глубокому сожалению, на практике она таковой не является ни в Московской области, ни в стране в целом.
При этом заявленные принципы государственной политики в интересах здоровья детей (содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей) в основу построения учебного процесса так и не легли, и не воплотились в конкретные обязанности должностных лиц по охране и укреплению здоровья обучающихся. Именно об этом свидетельствуют низкие результаты по ее реализации в образовательных учреждениях, и в частности, Указа Президента РФ В.В. Путина №761 от 01 июня 2012 г.
- Общество и родители не осознают опасность проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях в Московской области.
К сожалению, большинство родителей, учителей, директоров школ и чиновников образования до сих пор не осознали, что проблема ухудшения здоровья детей в ходе учебного процесса – рукотворная и школьная, а значит непростительная для миллионов родителей и учителей. Непростительна она и для органов власти
Вот что об этом пишет Генеральный директор Центра защиты от стресса г. Москвы к.м.н. Х.М. Алиев: «Речь идет о том, что при существующей сегодня форме построения учебного процесса и режимах обучения, любая методика обречена на низкую эффективность в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся. Ведь если даже талантливый предметник будет обучать детей истории, литературе, математике и т.д., но при этом дети будут по 6-8 уроков сидеть неподвижными, зажатыми и склоненными за столами (как это сегодня происходит повсеместно), то мы все равно получим (даже у такого «продвинутого» педагога) детей со школьными патологиями, в том числе, и с отклонениями в психическом развитии.
Получается, что школа и семья (но это отдельная тема разговора) раздули сегодня пожар психических заболеваний детей, с которыми с трудом справляются врачи. К сожалению, уже взращен целый ряд совершенно неустойчивых к стрессам поколений молодежи. При этом эпидемия психогенных и техногенных стрессов неумолимо возрастает» ( Х.М. Алиев «Открытое письмо из Центра защиты от стресса» http://alt-gazeta.ru 29.03.2012г.)
В связи с изложенным, учитывая важность и актуальность вопроса недопущения ухудшения здоровья несовершеннолетних в процессе обучения, участники Экспертного круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов
Предлагают:
- Правительству Московской области рассмотреть возможность создания при Координационном совете по улучшению демографической ситуации в Московской области межведомственной Рабочей группы с участием, заинтересованных министерств и ведомств, представителей Общественной палаты Московской области, рекомендованных ею экспертов, а также представителей родительских, ветеранских и других общественных организаций – с целью налаживания межведомственного взаимодействия в ходе подготовки предложений по корректировке «Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства в Московскй области, на период до 2027 года», в части его дополнения мероприятиями по распространению здоровьесберегающих технологий обучения на все общеобразовательные организации, в частности пунктами:
- Разработка механизма распространения здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения в Московсой области .
- Распространение здоровьесберегающих технологий обучения на все дошкольные образовательные учреждения и начальную школу в Московской области.
Для чего включить в систему индикаторов и показателей работы руководителей образовательных организаций:
- Реальные данные о внедрении в учебно-воспитательный процесс здоровьеразвивающих методик и технологий обучения обучающихся, которые прошли Государственную экспертизу и имеют Санитарно-эпидемиологическое заключение о Соответствии Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
- Реальные показатели здоровья обучающихся и воспитанников, такие как: увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся.
- Предложить Министерству образования Московской области и Министерству здравоохранения Московской области проведение пилотного проекта по скринингу школьников в ряде муниципальных округов: в т.ч. и в Сергиевом Посаде (где есть положительный опыт проведения скрининга отечественным методом компьютерной оптической топографии для апробации раннего выявления деформаций позвоночника при создании современной системы профилактики нарушений осанки и деформаций позвоночника), а также скрининга зрения школьников.
- Предложить Министерству образования Московской области и Министерству здравоохранения Московской области провести в образовательных организациях (школах) Московской области цикл диагностических мероприятий 3 раза в год (сентябрь – декабрь – май) на предмет измерений и фиксации динамики изменений основных физиологических параметров у школьников. В частности – осанки (грудо-плечевой тест) и остроты зрения по таблице Новикова.
- Предложить Губернатору Московской области, Министерству здравоохранения Московской области и Министерству образования Московской области рассмотреть возможность определения муниципальных округов для пилотных муниципальных окружных проектов программы «Территория здорового детства» по внедрению и применению проверенных, научно обоснованных здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения, которые прошли Государственную экспертизу и имеют Санитарно-эпидемиологическое заключение о Соответствии Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
Министерству образования Московской области:
- В целях налаживания межведомственного взаимодействия Рассмотреть возможность создания совместной Рабочей группы с участием представителей Общественной палаты Московской области и рекомендованных ею экспертов, а также представителей заинтересованных Министерств и ведомств Московской области, родительских, ветеранских и других общественных организаций для подготовки практических мер по выполнению поставленной в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы задачи о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» (раздел IV, пункт 4).
- Рассмотреть возможность разработки и внедрения совместной Рабочей группой изменений в государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2020-2025 гг, проводимую в рамках Десятилетия детства, в части внедрения практических мер по выполнению поставленной в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы задачи по «распространению здоровьеразвивающих технологий обучения… на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (раздел IV, пункт 4).
- С целью достижения реальных результатов в оздоровлении обучающихся и воспитанников в образовательных организациях, рассмотреть возможность включения в оценку эффективности механизмов управления качеством образовательных результатов и эффективности механизмов управления качеством образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Московской области (далее – рейтинг школ) систему показателей и индикаторов, которая должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся (действующее законодательство это позволяет сделать).
- С целью повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций Подмосковья в области применения в ходе учебно-воспитательного процесса здоровьеразвивающих технологий, рассмотреть возможность создания на площадке МАОУ Городского округа Балашиха «Земская гимназия» постоянно действующего семинара по применению здоровьеразвивающих технологий в образовательных организациях.
Основание:
- МАОУ «Земская гимназия» (директор – Кравченко Г,В.,заместитель директора по здоровью – Ширшова О.А.) входит в число опорных школ по реализации проекта «Школа Минпросвещения России» по магистральному направлению «Здоровье» (2024).
- МАОУ «Земская гимназия» получила высокую оценку Комитета по науке и образованию Государственной Думы (2022).
- Опыт гимназии получил высокую оценку Комиссии по развитию дошкольного, школьного среднего профессионального образования Общественной палаты РФ (2023).
- Директор МАОУ «Земская гимназия» Кравченко Г.В. входит в состав Рабочей группы по сохранению и укреплению духовно- нравственных ценностей и физического воспитания народов Российской Федерации Комитета по делам национальностей ГД ФС РФ (2023).
- Опыт гимназии получил высокую оценку Общественной палаты РФ по результатам проведения Всероссийской с международным участием конференции «Здоровое образование: опыт и перспективы» (2023), а также Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов по результатам проведения Экспертного Круглого стола на тему: «Здоровая школа – здоровый народ» (2024).
- Гимназия более 10 лет сотрудничает с НИИ гигиены и охраны здоровья детей Федерального государственного автономного учреждения «НМИЦ Здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, который осуществляет внешний мониторинг здоровья учащихся Земской гимназии.
- Рекомендовать Министерству образования Московской области и муниципальным образованиям Московской области ввести в практику проведение ежегодного родительского собрания «Здоровые дети-здоровое будущее России», с приглашением родительских и ветеранских общественных организаций.
Министерству здравоохранения Московской области:
- В связи с высоким уровнем распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний граждан Московской области (Распоряжение Правительства Московской области от 08.04. 2020г. № 184-РП), а также с целью профилактики хронических неинфекционных заболеваний на этапе детства предложить Министерству здравоохранения Московской области создать при Общественном Совете Министерства здравоохранения Московской области совместную Рабочую группу с представителями Общественной палаты Московской области и рекомендованными ею экспертами для дополнительного внесения в региональную программу «Укрепление общественного здоровья до 2024 года» (и последующие годы) положений, связанных с переводом системы образования на здравоохранительную (здоровьеразвивающую) основу – как важнейшее условие первичной профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здоровья народа на этапе детства через профилактику школьно-обусловленных заболеваний (школьных форм патологии).
Рассмотреть возможность:
- Разработки изменений в Стратегию формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, в части включения в нее положений, связанных с переводом системы образования на здравоохранительную (здоровьеразвивающую) основу, как важнейшее условие формирования здоровья народа на этапе детства через профилактику школьно-обусловленных заболеваний (школьных форм патологии).
- С целью достижения реальных результатов в разработке и внедрении муниципальных программ «Укрепление общественного здоровья» в муниципальных образованиях Московской области, а также с целью профилактики и раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (на этапе детства), а также в оздоровлении обучающихся и воспитанников в образовательных организациях предложить Министерству здравоохранения Московской области, рассмотреть возможность включения в оценку эффективности работы глав администраций муниципальных образований системы показателей и индикаторов, которая должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников и воспитанников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся .
- Рассмотреть возможность создания при ВУЗАХ Московской области курса изучения основ психиатрической грамотности среди педагогов, врачей общей практики, семейных врачей, родителей, в целях получения знаний о таких явлениях как: депрессия, суицидальная угроза, формирование зависимости, в том числе зависимости от наркотических средств и от электронных средств коммуникации.
Прокуратуре Московской области:
- Обеспечить должный надзор за соблюдением органами исполнительной власти всех уровней, администрациями и учредителями образовательных организаций, Роспотребнадзором требований ст. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», особенно в части требований получения санитарно-эпидемиологического заключения на допускаемые к использованию «программы, методики и режимы воспитания и обучения детей».
Федеральной службе по надзору в Московской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- Принять меры для приведения учебного процесса в соответствие с требованиями пункта 2 ст. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», особенно о допуске к использованию программ, методик и режимов воспитания и обучения при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам и правилам.
Общественной палате Московской области:
- Обсудить рассматриваемую тематику на Совете Общественной палаты Московской области с целью внесения предложений в Правительство Московской области по дополнению Национальных проектов «Образование», «Здравоохранение в части их реализации в Московской области положением о переводе системы образования Подмосковья на здоровьеразвивающую основу (действующее законодательство это позволяет)
- Предложить Совету Общественной палаты Московской области создать Рабочую группу с участием рекомендованных ею экспертов, а также представителей родительских, ветеранских и других общественных организаций для продвижения этого положения в функционал, проекты и программы исполнительной власти, общественных организаций Подмосковья, в т.ч. в деятельность по проведению независимой оценки качества осуществления образовательной деятельности образовательными учреждениями.
- Направить материалы Экспертного Круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов в Общественную палату Московской области, Общественным палатам муниципальных образований и округов, и рекомендовать им провести слушания по данной теме с доведением своих рекомендаций до местных органов исполнительной и законодательной власти, прокуратуры и Роспотребнадзора.
- По предложению Российского союза «За здоровое развитие детей», Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации и др. общественных организаций рассмотреть возможность проведения ежегодного областного Конкурса на лучшую образовательную организацию по внедрению здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в учебно-воспитательный процесс на тему: «Здоровое и творческое развитие детей Подмосковья в образовательном процессе», включающей программу экспресс – контроля за детьми, обучающимися в образовательных организацииях Московской области на призы Губернатора Московской области .
- Общественной палате Предложить Министерству Финансов Московской области рассмотреть возможность предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Московской области на укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций, которые заняли 1-5 места на ежегодном областном Конкурсе на лучшую образовательную организацию по внедрению здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в учебно-воспитательный процесс на тему: «Здоровое и творческое развитие детей Подмосковья в образовательном процессе», включающей программу экспресс – контроля за детьми, обучающимися в образовательных организацииях Московской области на призы Губернатора Московской области (Приложение Проект положения о Конкурсе)
- Общественной палате предложить Министерству Финансов Московской области рассмотреть возможность включения в «Порядок предоставления и распределения Грантов общеобразовательным организациям в Московской области», а также в Критерии отбора образовательных организаций для предоставления Гранта пункт «О порядке предоставления и распределения Грантов в форме субсидий общеобразовательным организациям в Московской области, внедряющим здоровьеразвивающие (здоровьесберегающие) технологии обучения, соответствующие требованиям законодательства РФ – т.е. прошли Государственную экспертизу и имеют Санитарно-эпидемиологическое заключение о Соответствии Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам – как практического шага по выполнению требования «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (раздел IV, пункт 4), введённой Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 июня 2012 года № 761.
Условием предоставления Гранта считать факт положительной динамики состояния здоровья обучающихся и воспитанников образовательной организации, и достижение реальных показателей здоровья, таких как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся.
- Общественной палате предложить Министерству Финансов Московской области рассмотреть возможность предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Московской области на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для внедрения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в соответствии с действующим законодательством.
Общественным палатам муниципалитетов и округов Московской области:
Рассмотреть возможность проведения мероприятий, посвященных обсуждению темы «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных организациях», в целях выработки предложений, направленных на внедрение здоровьеразвивающих технологий в соответствующие образовательные организации, а также их популяризации в средствах массовой информации.
При проведении данных мероприятий рассмотреть состояние здоровья учащихся и как решается в округе (муниципалитете) данная проблема:
- Какова динамика изменения здоровья школьников за период с начала обучения до окончания 4 (начальная щкола) и 11 класса?
- Какие здоровьеразвивающие технологии, утвержденные Федеральным органом Роспотребнадзора, в соответствии с требованиями ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указа Президента РФ ВВ Путина №761 от 01.06. 2012 г. (а также майских Указов Президента РФ ВВ Путина (в т.ч. №240 от 29. 05. 2017 г.) применяются в школах округа?
- Какое здоровьесберегающее оборудование класса, включенное в «Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы» Министерства образования и науки РФ (2005 г) в раздел «Технические средства обучения и оборудование, обеспечивающие здоровьеразвивающие технологии в учебном процессе» применяется в образовательных организациях округа (муниципалитета).
- Какие управленческие меры приняты и реализованы в округе (муниципалитете) за последние 10 лет по охране и укреплению здоровья детей в учебном процессе для преодоления динамики устойчивого ухудшения здоровья обучающихся и воспитанников и каковы результаты?
- В каких новых построенных школах (в нарушение требований законодательства), оборудование и мебель поставлены старого образца (столы с плоской поверхностью), а не поставлены Конторки и парты с наклонной поверхностью (особенно для начальных школ)
Предложить СМИ, действующим на территориях муниципалитетов
и округов Московской области:
- Организовать проведение на местных телеканалах телепередач, посвященных проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе учебного процесса, с участием специалистов, проводивших обследование детей, представителей родительской общественности, ветеранских и других общественных организаций, а также депутатов.
- Показать по местным телеканалам фильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации», в котором видные врачи России рассказывают о школьных формах патологии и как их надо преодолевать.
Руководителям Образовательных организаций:
В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) организации осуществляющие образовательную деятельность при реализации образовательных программ:
- Создают условия для охраны здоровья обучающихся, в т.ч. обеспечивают: наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иное (часть 4 статьи 41 Федерального закона)
- В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона использование и реализация образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся ЗАПРЕЩАЕТСЯ .
- В соответствии с требованиями части 2 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» допускаемые к использованию программы, методики и режимы воспитания и обучения детей ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ санитарно-эпидемиологические заключения.
Несмотря на эти требования существующего законодательства, при применении сегодня в образовательных организациях Московской области пагубной для здоровья детей формы построения учебно-воспитательного процесса – формируется стойкая тенденция ухудшения здоровья школьников в ходе учебного процесса.
В свете вышеизложенного, Общественная палата Московской области рекомендует Руководителям образовательных организаций принять меры по активному внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьеразвивающих педагогических технологий, которые прошли Государственную экспертизу и имеют Санитарно-эпидемиологическое заключение о Соответствии Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам – как практического шага по выполнению требования «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (раздел IV, пункт 4), введённой Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 июня 2012 года № 761.
Общественная палата Московской области также ПОЛАГАЕТ НЕОБХОДИМЫМ организовать административно-общественный контроль за строгим выполнением СП 2.4.3648-20 в образовательных организациях Московской области
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА СП 2.4.3648-20 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28
Рекомендации Экспертного Круглого стола Комиссии Общественной палаты Московской области по науке, образованию и развитию наукоградов на тему: «Здоровая школа – здоровый народ» – довести до всех органов управления образованием и здравоохранением Московской области, муниципальных образований и округов, а также всех образовательных организаций.
Рекомендации Общественной палаты РФ по переводу системы образования на здоровьеразвивающую основу
Итоги заседания Экспертного Круглого стола на тему: «Здоровая школа – здоровый народ».
Создание здоровьеразвивающего пространства познания на принципах природосообразности