Любовь против постмодернизма
Мальчишка в шлеме космонавта с широкой, «гагаринской», улыбкой. Молодожены после венчания на ступенях храма выпускают в небо голубей. Юная мать прижимает к сердцу младенца – в ее глазах столько света, благоговения и доброты, что от этого простого снимка невозможно отвести глаз… Выставка любительской фотографии «Счастье есть» стала прологом к городской научно-практической конференции «Вера, надежда, любовь в российской семье». Форум – одна из «визиток» Калининграда. Он прошел в городе уже в четвертый раз.
Семья – великое дело для «маленького человека». Не всем Бог дает таланты, а судьба – богатство, но каждому из нас дарована возможность построить счастливую семью, а значит, покорить подлинный жизненный «Эверест». В «домашней крепости» можно не только укрыться от «свинцовых мерзостей жизни», но и создать «самый справедливый строй на земле», основанный на любви, труде и коллективизме. Как это сделать? Только во взаимодействии власти, образования, общественности и церкви, если мы говорим о государственной стратегии семейной политики. Конференция как раз и позволяет найти «точки пересечения», приумножить усилия местной интеллигенции. Об этом шла речь в выступлении Алексея Силанова, и.о. заместителя главы администрации по социальным вопросам.
В городе 130 тыс. «ячеек общества», из них 60321 – это семьи с детьми. Если в 2001-м калининградцы радовались 3949 новорожденным, то в прошлом году на свет появилось 4523 младенца. «Демографический взрыв», как мы видим, небольшой, но для действующих властей по-прежнему остается кричащей проблема детских садов. А. Силанов не скрывал цифр – очередь, несмотря на планомерные новостройки и реконструкции старых помещений, растет. Ныне в детсады «стоят» 16 тыс. детей (в 2006-м их было 9 тыс. с лишним). Как видим, падение СССР уничтожило дефицит на колбасу, но создало принципиально иные очереди – на право получения дошкольного образования.
Пока власти бьются над тем, чтобы материально укрепить «базис» семьи (тут и программа помощи молодым, и благотворительные марафоны, и поддержка одаренных детей, и организация отдыха школьников), циничный бизнес активно расшатывает «надстройку» – моральные ценности. За месяц до конференции в городе прошел фестиваль танца на пилоне (то есть на стриптизном шесте). Калининградские глянцевые журналы пестрят весьма откровенными фото. Здесь можно увидеть голое девичье тело, где низ живота прикрыт табличкой – «Очень доступная. 3000 руб.» (якобы реклама фотоэпиляции, на самом деле формирование у «потребителя» установки «продажности»). Людмила Рябиченко, член Общественной палаты Калининградской области, продемонстрировала на конференции целую «подборку» подобных материалов. Даже дошкольниц приглашают обучиться «танцам живота» – на рекламном объявлении девочка в «игривой позе», полуобнажена. Из этих невинных созданий готовят не будущих матерей, а спортсменок-стриптизерш…
Что ж, заходим на сайт Федерации танца на пилоне. Нам обещают: «Открытый чемпионат России по танцу на Пилоне уже выходит на невероятные рейтинги в списке событий на ближайшую осень. При поддержке Правительства Москвы, Спортивного комитета и крупнейших спонсоров со всей России чемпионат превратился в крупнейший проект с миллионным бюджетом и значительным призовым фондом».
Калининградская интеллигенция с большим интересом внимала столичному гостю – директору Аналитического центра этноконфессиональных исследований, известному публицисту Владимиру Семенко. В основе нынешних ценностных перверсий, затронувших, безусловно, и семью, лежит философия постмодернизма, напрочь отрицающая какую-либо иерархию и погружающая человека в бесконечный «плюрализм». В кратком виде суть философии выражается формулой: «Бога нет – все разрешено». Для постмодернистов «нить традиции оборвана, и мы не будем в состоянии восстановить ее. Что утрачено, так это непрерывность прошлого. То, с чем мы оставлены, все то же прошлое, но уже фрагментированное». Так утверждала Ханна Арендт, философ, чье детство, кстати говоря, прошло в Кёнигсберге (с 14 лет она посещала могилу Канта), и чье творчество оказало значительное влияние на становление постмодернизма. Как видим, все в мире взаимосвязано, несмотря на то, что «нить традиции оборвана»… Но обществу, где рушатся семейные устои, философы обещают недолгую жизнь – «как бы то ни было, история закончена». Это предвидение Александра Кожева, французского интеллектуала русского происхождения, кажется, сбывается на наших глазах. Страна, живущая по заветам постмодернизма, не имеет будущего. Вполне, кстати говоря, по «материальным причинам» – из-за демографического упадка.
Россия сегодня – территория борьбы традиции и постмодернизма, смысла и симулякра, человека природного и биоробота, семейной соборности и общественного эгоцентризма. Постмодернизм – продукт не только разума, но и в определенном смысле физиологии человека. Это философия «расчеловеченного» (расчлененного, лишенного цельности) индивидуума. Плюрализм для такого человека естественен, поскольку обладатели «управляемого интеллекта» легко, под давлением внешних обстоятельств (указаний начальников, моды, давления СМИ) меняют «убеждения» (привязанности, интересы).
Философия ставит диагноз, а «курс лечения» рекомендуют физиологи. На конференции с докладом, посвященном проблемам здоровья детей, выступила академик Марьяна Безруких. Директор Института возрастной физиологии РАО указала, в частности, на дефицит движения у современных школьников. Об этом же шла речь и на секционном заседании в 23-м лицее города. Педагоги влияют на семейные установки сотен воспитанников. Для многих учителей настоящим открытием стал документальный фильм Валерия Берчуна «Обездвиженность – болезнь цивилизации». Светила медицины бьют тревогу: у каждого третьего мальчика сегодня «есть проблемы», которые могут в будущем сказаться на его способностях к воспроизводству. За последние сорок лет ряд болезней репродуктивных органов у мальчиков увеличился почти в 30 раз! И это при том, что нормативы ВОЗ по качеству мужского семени за это же время были уменьшены более чем в 7 раз. А если учесть, что по последней переписи населения у нас мужчин на 10,6 млн. меньше, чем женщин, то становится как-то уж совсем грустно – как можно при таком «раскладе» создавать нормальные семьи?! Потому, наверное, и востребованы «танцы на шесте», чтобы застить любителям «красивой жизни» очевидное: без мужчин – народ не народ.
Школьная «безотцовщина» сегодня проявляется и в том, как мало ныне среди учителей мужчин. (А ведь именно мужчина, учитель физики 23-го лицея Борис Анатольевич Боронилов воспитал гордость Калининграда, победителя 12-й Азиатской физической олимпиады – недавно Лев Арзамасский привез из Израиля золотую медаль.) На конференции «гендерный вопрос» был поднят авторитетнейшим специалистом в области психоневрологии профессором Галиной Козловской. В докладе «Психические составляющие современной семьи» она особое внимание уделила роли отца в семье. Последние исследования показали: даже для младенца с только что установившимся осмысленным взглядом важно присутствие отца! Что же говорить о детях старшего возраста?!..
Одну из секций конференции Галина Вячеславовна вела в 10-й школе Калининграда (директор Светлана Палий), где уже несколько лет ведется работа по раздельно-параллельному обучению.
Г. Козловская высоко оценила и ход эксперимента, и само учебное заведение: «Это прекрасная школа, где у каждого ребенка есть возможность получения дополнительного образования. А главное, здесь внимательно относятся к формированию будущих социальных ролей. Не будем забывать – мы воспитываем не просто абстрактных «детей», но мальчиков и девочек, будущих мужчин и женщин. В поведенческом плане отход от принципов раздельного обучения и воспитания меняет половую ориентацию, делая ее смешанной: феминизирует мужчин и маскулинизирует, омужествляет женщин».
Прибавим к этому выводу мнение известного физиолога Владимира Базарного: «Бесполая культура – я утверждаю это ответственно – есть культура зла. Эта культура ведет к массовому уродству младенцев и бесплодию». Многочисленными исследованиями установлено: образование в смешанной школе в условиях городской среды, где у детей нет возможности для достаточной двигательной активности, чревато множественными факторами риска для их будущего здоровья, как физического, так и психического. Надо что-то делать!.. Калининградская конференция ценна тем, что ее участники не только глубоко и всесторонне изучают современную семью, но и ищут «опоры» для ее укрепления. Здесь, на краю России, уверены: сохраним семью – сохраним страну! Потому что народ – это отцы и матери, братья и сестры, дедушки и бабушки, а вовсе не безличный «электорат», про который вспоминают только в предвыборный год.
Лидия Сычева