Результаты технологий Базарного: режим дистантного зрения для дошкольников
Результаты применения только одного элемента технологий Базарного в дошкольных учреждениях при обучении грамоте. Средние показатели остроты зрения у детей из детских садов г. Красноярска, занимавшихся в режиме дистантного обучения грамоте за 1986-1988 гг. (до и после, данные НИИ Медицинских проблем Севера СО АМН СССР)
Необходимость занятий в режиме дистантного зрения (режиме «зрительных горизонтов» или перспективного пространства и дальнего зрения) обусловлена незрелостью(неготовностью) органа зрения у детей до 7 лет для работы в режимах ближнего зрения. Подробнее в научной монографии В.Ф. Базарного «Зрение у детей».
Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в т.ч. глубина и стереоскопичность восприятия, – как основа для гармонического формирования не только функций зрения, но и высших его психических отражательных способностей. Методика принципиально не затрагивает само содержание педагогического обучения. Она направлена на повышение эффективности зрительного восприятия, а следовательно и обучения. («Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Методические рекомендации.» (В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, утверждены Минздравом РСФСР 31.03.1989)
Оценка остроты зрения проводилась с помощью таблицы Новикова. Профессор О.М.Новиков в 1970-х годах разработал первую в отечественной практике специальную таблицу, позволяющую точно замерять максимальные значения остроты зрения в зоне от 1,0 до 2,0.
Фотографии из детских садов Красноярска того времени:
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий минздрава РСФСР
Нужно развивать зрение детей!