Первоклассники за… конторкой
В «первый погожий сентябрьский денек», когда малыш переступает порог школы, для него начинается новая жизнь, Интересная? Конечно! Но при этом совсем не простая, хотя бы потому, что порой нагрузки на детский организм, к ним не привыкший, бывают слишком большими. Что делать?
В первом классе идет урок. Ребята учатся читать, писать, считать – все, как обычно. Не совсем обычным может показаться сам класс – часть учеников сидит за партами, часть — стоит за конторками. А в углах класса — какие-то большие фонари. Сначала урока проходит минут 15 —и раздается звуковой сигнал. Включаются фонари, и на стенах и потолках классной комнаты появляются картинки: приятные глазу пейзажи, любимые сказочные сюжеты… Дети всматриваются: что-то знакомо, что-то видят впервые. А потом те, кто сидел за партами и стоял за конторками, меняются местами. Все это занимает не более минуты, а еще через четверть часа интересная пауза повторяется.
Вот так проходят уроки в первых классах школы №760, которая уже несколько лет считается школой-лабораторией Московского комитета образования, базовой школой Всероссийского выставочного центра. И фонари не просто фонари, а офтальмотренажеры, применение которых способствует сохранению полноценного зрения у школьников. А чередование конторок и парт благотворно влияет на осанку.
Такое построение урока — лишь часть завоевывающей все большее признание системы доктора медицинских наук профессора В. Ф. Базарного, которая уже доказала свою эффективность в ряде дошкольных и школьных учреждений России. Возьмем ту же московскую школу №760. Если, по мнению статистики, в среднем по стране у 50 – 60% учащихся младших классов неважная осанка, а у 18% уже в этом возрасте зафиксирована близорукость, то применение системы позволило снизить эти проценты соответственно до пяти и одного.
Подробно о системе Базарного, опыте и перспективах ее использования шла речь на семинаре, подготовленном Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке и школой-лабораторией №760. В актовом зале школы состоялась встреча тех, кто разработал и внедряет систему с теми, кто хотел бы поближе с ней познакомиться. Семинар проходил в форме “круглого стола”, его работой руководили академик Российской академии образования В. И. Купцов и директор школы-лаборатории заслуженный педагог РФ В. Ю. Гармаш.
Учителя и врачи из многих городов России получили немало ценной информации, в том числе от самого Владимира Филипповича Базарного, выступившего с докладом и ответившего на многочисленные вопросы. А в октябре во Всероссийском выставочном центре намечено провести большой межрегиональный семинар по проблеме сохранения здоровья учащихся начальной школы.
Григорий ДАЛЬСКИЙ, Российская Газета №102, 29 мая 1998 г.