В рядах олимпийцев — дети и учителя
Коллектив нашей школы начал работать над проблемой использования здоровьесберегающих технологий с 1994 года — мы вошли в режим эксперимента по созданию школы адаптивной модели. Идея создания школы, в которой были бы учтены возрастные особенности детей, состояние физического и психического здоровья, пришла к нам как один из способов решения назревших проблем.
Наша школа — победитель всероссийского конкурса “Школа — территория здоровья”. Достичь этого результата нам помогли здоровьесберегающие технологии. Среди них программа “Построение и апробация здоровьесберегающего образовательного процесса”, рассмотренная и утверждённая на заседании кафедры педагогики и психологии ТИУУ от 19 сентября 2001 года. В школе создан благоприятный режим двигательной активности детей: во второй половине дня работают секции детских спортивных школ, группа ЛФК. В специальных коррекционных классах введён дополнительный 3 урок физкультуры, во 2 классе — ритмика. Каждый урок во всех классах начинается с комплекса упражнений для синхронизации работы полушарий головного мозга.
Созданы условия и для здоровьесберегающего образовательного пространства. Введение в строй новой школьной пристройки в 2000 году позволило заниматься в одну смену 27 классам. Контроль за здоровьесберегающим сопровождением возложен на медико-психолого-педагогическую службу школы. Такая служба — единственная в образовательных учреждениях города Ржева. В её составе 2 психолога, логопед, врач-педиатр, фельдшер, инструктор лечебной физкультуры, социальный педагог.
Режим работы школы, расписание учебных занятий, питание, психологический климат, взаимоотношения учащихся и учителей в стенах школы, просветительская работа — всё это вопросы, входящие в поле деятельности ППМС службы. Для улучшения образовательного процесса, повышения качества образования методическая служба школы активизирует свою деятельность по внедрению в практику преподавания личностно-ориентированных технологий (модульная, блочная, интегрированная, нестандартные уроки), а также технологии развивающего обучения.
В классах коррекции уроки идут по 40 минут, все учащиеся занимаются в группе продленного дня. Ежегодно проводятся профилактические осмотры учащихся врачом-педиатром (последний осмотр — январь 2004 года). С учётом санитарно-гигиенических норм составлено расписание, в субботу во всех классах (кроме 10 и 11-го) по 5 уроков, даются дифференцированные домашние задания.
В школе работает логопедический пункт, кабинет психологической разгрузки, где организована работа с учителями и учащимися.
В качестве приза от Министерства образования РФ школа получила спортивное оборудование — тренажёры для учащихся начальной школы, среднего и старшего звена, которыми укомплектован тренажерный зал. К сожалению, из-за аварийного состояния спортивного зала мы не можем полностью использовать это оборудование.
Учащиеся школы, в том числе и коррекционных классов, ежегодно отдыхают в санаториях и профилакториях, проходя там специальные курсы лечения и профилактические осмотры. Школьный психолог прошла обучение в Санкт-Петербурге и проводит специальные занятия по обучению правильному дыханию на приобретенном компьютерном оборудовании.
В 2002 году в школе созданы единственные в городе специальные коррекционные классы V вида для детей с нарушениями речи, где работает профессиональный логопед. Занятия проводятся по специальным программам. При создании класса мы сотрудничаем со специализированными школами Москвы.
Проводится мониторинг здоровья учащихся, который показал, что дети, занимающиеся по программе коррекции дыхания, в прошлом учебном году не болели простудными заболеваниями.
В школе ежегодно, начиная с 1998, проводятся Летние олимпийские игры, в которых принимают участие все учащиеся школы и учителя.
При организации профилактических осмотров учащихся школы нам оказывает помощь центральная районная больница.
Родители поддерживают педагогический коллектив в его начинаниях и считают проводимую работу необходимой и полезной.
Кудрявцева И.Ю., заместитель директора по научно-методической работе МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина адаптивной модели”, г. Ржев, Тверская область.