Поиск ради здоровья
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и причины правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Существует несколько подходов к игре. Д.В. Менджерицкая в книге “Воспитание детей в игре” говорит: “Игра — отражение жизни. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызвали бы общность чувства и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности”.
Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили: смысл многих явлений. Их значение становится для него более понятным.
Р.И. Жуковская в книге “Воспитание ребенка в игре” говорит: “Игра — деятельность самого ребенка”.
Процесс игры — это выявление и проявление того, что заложено в ребенке. Необходимо строить педагогический процесс на взаимосвязи игры, обучения труда с тем, чтобы у детей формировались устойчивые игровые интересы.
Н. Михайленко, Н. Короткова утверждают, что воспитатель должен играть вместе с детьми: он развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму): ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера (сначала взрослого, затем сверстниками). Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями воспитатель должен играть вместе с ним.
Е. Зворыгина, Н. Комарова считают, что дети должны играть сами, овладеть коммуникативным умением. В этом им помогает специально оборудованная игровая среда, существенное значение имеет методика внесения игрушек. При организации игровой среды создаются такие условия, чтобы вновь полученный детьми социальный опыт естественным образом преломился в играх на разные, близкие им темы.
В.Я. Воронова в книге “Творческие игры старших дошкольников” говорит: “Игра — естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности”.
Недостаточная двигательная активность — гипокинезия — все больше “молодеет”. Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц.
Известно, что мышечная система имеет широкую и тесную связь с главными регуляторными механизмами. И поэтому ясно, что удар, наносимый гипокинезией по мышечной системе, — это удар по нервной, эндокринной и медиаторной системам. Гипокинезия отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что сказывается на состоянии здоровья детей. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесенными заболеваниями. Как правило, этих детей чрезмерно опекают взрослые, их освобождают от занятий физической культурой, а малышей любящие родители целыми днями катают на прогулочных колясках, способствуя тем самым нарушению их осанки, ослаблению функции дыхания, кровообращения. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. Последнее неукоснительно ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движений ребенка в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах. В результате развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно- мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Исследованиями ученых доказано, что целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья. Через подвижные игры можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка при его же активной помощи. Игры с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным для детей, дают им радость, эмоциональный подъем. Благодаря этому прекрасному свойству игры, особенно с элементами соревнования (допустимы для детей при восстановлении здоровья после болезни) больше, чем любые другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков.
На протяжении всего дошкольного возраста учебно-дисциплинарная модель присутствует в детских садах, это значит, что дети на занятиях сидят за столами от 10 до 30 мин, в зависимости от возраста, это длительность одного занятия, а их 2—3 в день. И, безусловно, это очень утомительно.
В мае 1993 года, побывав на семинаре в Сыктывкаре, прослушав лекции В.Ф. Базарного, я заинтересовалась этой проблемой. А в ноябре 1993 года, опять же в Сыктывкаре, я посмотрела открытое занятие в детском саду и урок в школе. Появилось желание применить данную систему в своей педагогической практике. Так получилось, что судьба связала меня с Надеждой Ивановной Петровой, заведующей МДОУ №4. А это — человек ищущий, передовой и неординарной.
Свою работу мы начали в полную силу с сентября 1994 года. Задействовали четыре садовые группы: были изготовлены экологические панно по временам года, конторки (куб с наклонной плоскостью, для каждого ребенка мама своими руками изготовила коврик), сенсорно-дидактические держатели для работы на метках, крестовины, нарисовали зрительно-двигательную траекторию. Система В.Ф. Базарного заставила нас по-новому осмыслить весь процесс воспитания и обучения детей. Все воспитатели приняли эту систему и работают с душой.
Безусловно, мы столкнулись с большими трудностями, в том числе и с материальными затратами. Сегодня актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Мы смогли убедить их, что проблема здоровья детей стоит на первом плане. При изготовлении тренажей трудились не только воспитатели, но и родители. Папы, например, сделали конторки.
Год был очень продуктивный — мы вели активную методическую работу. Были проведены семинары-практикумы по составлению конспектов, поскольку у воспитателей возникали трудности — необходимо планировать работу так, чтобы у детей не было перенапряжения. Мы провели огромную работу с педагогами, чтобы каждый из них почувствовал и понял значимость этой системы, т.к. доказано, что наши нейродинамические процессы как бы “встроены” в пространство. Чем жестче это пространство ограничено, тем менее активными становятся эти процессы, тем больше мы уходим в депрессию. У детей же это выражается еще сильнее. Вне пространства они впадают в состояние хронической угнетенности… К тому же замкнутое пространство подавляет ориентировочно-поисковую активность. Ведь любое движение — это стимул, усиливающий наше восприятие.
Внедряя систему В.Ф. Базарного в своем детском саду, мы с заведующей Н.И. Петровой постоянно пропагандировали эту технологию в городе: проводили консультации, давали открытые занятия, семинары. Просмотрели фильм “Спасем детей — спасем Россию”. Управление образования поддержало нашу работу. Наш детский сад стал базовым по внедрению данной системы.
С сентября 1995 года в нашем городе появилось ГМО (городское методическое объединение) “Поиск — ради здоровья”. Руководить этим объединением, в которое влились 12 садов города, доверили мне. Много лет наш “Поиск” проводил методическую работу, мы делились опытом, распространяли знания о здоровьесберегающих системах, посещали открытые занятия у коллег. Без энтузиазма, подвижнической работы многих и многих воспитателей мы не смогли бы достичь таких успехов в сохранении и развитии здоровья детей.
А успехи — были. Вспомним только один учебный год, когда наш детский сад принимал гостей — воспитателей и руководителей других учебных заведений. Вниманию слушателей было представлено разнообразие дидактического материала, ландшафты, коллекции, пособия для работы. Мы представили интегрированное занятие, где сочеталось развитие речи, музыкального слуха и мелкой моторики рук (лепка). В группе девочек воспитатель провел занятие по кулинарии, а в группе мальчиков ребята занимались в кружке “Самоделкин” (для проведения привлекались родители-папы). Мы показали свою работу по экологии. В ходе обзорной экскурсии вниманию слушателей были представлены мягкие игрушки, огромное панно в спальной комнате “Спят любимые зверюшки”, панно “Знакомство с джунглями”, “Летний лес”; мы продемонстрировали гостям муляжи овощей и фруктов, наши холлы, оформленные тематически — “На лугу”, “Море”, “Подводное царство”.
Хочу назвать фамилии педагогов-подвижников, которые много сделали для здоровья детей в нашем городе. Это: Казаченко Г.А, Мингалева Е.В., Долженкова И.С., Панина Л.Г. (д/с №32); Уемлянина Л.Н., Вяэранин И.Г. (д/с №110); Павлова Ю.Н., Безверхая В.В., Кузобердина Т.В., Гладкова С.И. (д/с №18); Шилыковская С.Г. (д/с №65); Шилыковская Л.С., Важенина Я.С., Демина Н.В., Нечаева Н. И. (д/с №60); Распутная Л.Ф., Калинина Н.А. (НШДС №1); Жеребцова Н.П., Лучиной Л.В. (д/с № 59); Рулева Е.В., Бакланова Н. Ф., Зизганова А.И., Гурова Д.А., Чикан-чи Т.И., Смирнова О.А., Дягилева Е.Н., Попович А.Г., Пекшеева Т.А., Анисимова М.С., Солдатова Л.А., Устюжанина В.Г., Смирнова Т.Ю., Рулева Е.М., Ситникова О.В., Абрамова И.М., Олейникова Р.Л., Ромашина И.И., Яндылетова И.А., Курилова Е.Н., Микрюкова Т.Б., Батухтина Т.В., Пуховая О.В., Валеева А.А., Евсеева И.И., Хабибуллина Н.Н., Гридина О.Н. (д/с №4); Кулеш Л.А., Буслакова Е.И. (д/с №105); Малиновская М.И., Коровко Т.Л. (д/c № 26); Гудкова Н.А., Патолицина Л.И. (д/с №87); Авлиярова Р.А. (д/с №85); Е.Н.Курилова (д/c № 22); Шилыковская Л.В. (д/c № 22) и многие, многие другие.
С 2004/05 учебного года наш детский сад вместе с системой “Здоровое раскрепощенное развитие детей дошкольного возраста” внедряет комплексно-целевую программу оздоровления “Крепыш”.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные задачи:
1. Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ, соответствующие современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
2. Определить содержание педагогического процесса в ДОУ, способствующего формированию валеологического образования ребенка.
3. Определить эффективные формы подготовки педагогических и медицинских работников по оздоровлению детей, повысить ответственность взрослых по данной проблеме.
Мусонова Г.И., методист МДОУ № 4, г. Ухта, Республика Коми.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.