Здоровье учащихся – главная отечественная и мировая проблема современного образования
В XIX веке страны Европы перешли ко всеобщему обязательному начальному образованию. Спустя несколько десятилетий, животрепещущей социальной проблемой народов стала проблема угасающей жизнеспособности (здоровья) школьников. Это означает, что предложенная модель образования затронула корни древа человеческой жизни а в итоге – жизнестойкость всей видовой человеческой популяции. Именно в связи с массовым внедрением традиционного вербально – обездвиженного метода обучения детей специалисты сразу же подметили факт преждевременного старения молодых людей с формированием у них болезней старения, названных «школьными формами патологии». Для расследования причин выше отмеченного в ряде европейских стран были созданы правительственные комиссии по школьной гигиене.
Эти вопросы активно дискуссировались на съезде немецких гигиенистов в Нюрнберге (1877), гигиенистов в Гааге (1884), Лондоне (1890) и Будапеште (1894), на съезде немецких филологов и учителей в Трире (1879). Состоявшийся в 1880 г. в Брюсселе Третий Международный конгресс по образованию сделал школьную гигиену одной из тем пленарного заседания. Проблемы школьного здравоохранения широко изучались в медицинских обществах Англии, Германии, Франции.
Позже об этом специалисты остро говорили на 1-ом, 2-ом и 3-ем Всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся соответственно в Нюрнберге (1904 г.), Лондоне (1908 г.) и Париже (1910 г.). (а также на 4-ом в г. Буффало, США, 1912 г. – прим. Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного) Главный вывод: дети в школе пребывают в состоянии не изученного и не осознаваемого до конца хронического переутомления и истощения жизненных сил, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом развитии и здоровье учащихся.
Спустя пол века на семинаре, организованном европейским региональным бюро ВОЗ (1956) на тему “Здоровье детей и школа”, отчетливо прозвучала тревога по поводу “школьного стресса”. Позже в документах ВОЗ прочно заняли свое место такие понятия как “школьные стресс”, “дидактогения”, “школофобия” и т.п.
Но вот что удивительно. Прошло столетие с момента проведения всемирных конгрессов. И все эти годы внимание исследователей было приковано лишь к внешним средовым (гигиеническим) условиям. Психофизиология и эргономика построения самого учебного процесса оставалась вне поля зрения исследователей. Кроме России, механизм данной трагедии не был всесторонне исследован. В итоге ни одна из обозначенных проблем так и не была решена.
В Советском Союзе сотни научных организаций занимались проблемой сохранения здоровья населения, в т.ч. детей. Десятки НИИ изучали эргономику различных профессий. И только НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН предложил обществу решение проблемы здорового развития ребёнка в процессе учебной деятельности.
В 70-х годах в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР при поддержке директора института члена-корреспондента АМН СССР К. В. Орехова группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная школа теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы отечественной системы образования.
Впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный закрепощено обездвиженный учебный процесс ведет к угнетению активности детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье. Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования «седалищной» модели образования детей, когда исподволь, от поколения к поколению, через детский сад (который превратится в образовательное учреждение) и школу, через неблагополучную семью воспроизводятся молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство.
Обращаю особое внимание, что уже в 90-е годы прошедшего века в России из одного миллиона рождающихся детей почти 700 тысяч имели отягощенное состояние здоровья. Это пополнение армии инвалидов. И так во многих развитых странах.
При этих тревожных обстоятельствах ВОЗ вводит «норму», согласно которой рожденное существо считается человеком уже при весе 500 граммов. Для отдельной семьи такой новорожденный, если не трагедия, то большая беда. И помогать таким семьям гуманно. Но когда такие новорожденные становятся массовым явлением, тогда они представляют опасность для нации и генофонда планеты в целом. И международные организации, и национальные правительства обязаны задуматься над тем, что предпринять, чтобы рождались только полноценные дети.
Борьбу за увеличение рождаемости имеет смысл вести только тогда, когда молодые люди – будущие родители – воспитаны и развиты так, что они способны создавать здоровые устойчивые семьи и рожать здоровое потомство. Если же этого нет, то количественный прирост рождаемости больных детей демографическую ситуацию будет только отягощать. Отягощать до социально не подъёмного груза.
Здоровье – важнейший параметр в шкале человеческих ценностей. Это культурно-историческое, цивилизационное, а не медицинское понятие. Поэтому в создавшихся ныне условиях речь должна вестись не о каких-то отдельных организационно-технологических улучшениях в школьном деле, типа компьютеризации, улучшения питания, медобслуживания, а о возврате к живому моторно и эмоционально активному ребенку. Возврат через коренной поворот педагогического процесса в сторону его природосообразности. В качестве высшего закона образования надо на первое место, без всяких оговорок, в обязательном порядке выдвинуть задачу спасения физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Иначе через какое-то время учить будет некого даже по самым совершенным методикам и стандартам.
Если на протяжении XIX века обновление знаний происходило каждые 30 лет, то сегодня только за один год обновляется 15% знаний. Еще вчерашняя формула “Образование на всю жизнь” незаметно превратилась в формулу “Образование – с рождения и через всю жизнь”. Где взять ребенку, да и взрослому, силы и здоровье для такого образования? В России провели опыт в нескольких школах. Каждого учителя попросили выучить то, что современная школа задает старшеклассникам на дом за неделю. Ни один учитель не смог справиться на “отлично”!
Отсутствие целостного представления о педагогике здоровья, слабое внедрение природосообразных педагогических методик, имеющих официальное санитарно-эпидемиологическое заключение, неразвитость здоровьеразвивающей школьной инфраструктуры увеличивает число школьных факторов риска (их уже около 30).
В результате современная школа действительно “убивает” комплексное здоровье детей:
- в физическом плане – из-за растущей обездвиженности ученика;
- в психическом плане – из-за стрессового характера обучения;
- в нравственном плане – из-за умаления роли предметов художественно-эстетического цикла;
- в интеллектуальном плане – из-за злоупотребления виртуальными средствами, формализации через тестовые методы обучения и контроля знаний.
Как следствие этого большинству детей в современной школе не интересно. Они хронически утомлены; пребывают в состоянии моторной и сенсорной депривации (депрессии), у многих прогрессируют патологии.
Благодаря исследованиям НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН стало ясно, что истоки массового нездоровья молодых поколений народов, в т.ч. первично-профилактические и здравоукрепляющие подходы надо искать не в поликлиниках и в больницах, а в пространстве образовательных учреждений.
Стало понятно, что для спасения последующих поколений учащихся от обвального угасания жизнеспособности, порождаемого сегодняшним образом школьной жизни, необходима разработка не столько индивидуально-коррекционных педагогических приемов, сколько популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих технологий, восстанавливающих тот фундамент, на котором тысячелетиями взрастала и держалась природная физическая и психомоторная конституция человека.
Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем. Наряду с организационными вопросами, программа включает сообразные природе ребёнка технологии и технические средства дидактики, которые имеют положительные заключения ведущих научных центров РАН и РАМН, а в 1989 году утверждены Минздравом России. Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнодзора (от 2001 года № 77. 99.95.3.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, наконец-то включены в недавно утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Ещё раз хочу подчеркнуть, что приоритет в изучении и раскрытии феномена «старения молодёжи» и возникновения у них «болезней старчества» принадлежит России, принадлежит НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. В частности, речь идёт о механизме выработки и поддержания в учебном процессе статических психомоторных напряжений (стрессов – по Г. Селье) на фоне формирования и закрепления устойчивого косно-обездвиженного динамического стереотипа. Именно это, как эксперт по моему докладу (2006 г.) Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), отмечал д.м.н. В.Ф. Базарный на Комитете по Культуре, науке и образованию ПАСЕ. Положительное заключение по моему докладу и его экспертному сообщению, а также проведение в Москве Советом Федерации с участием структур Совета Европы в октябре 2010 года Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся» говорит о признании приоритета России, вообще, и НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, в частности, в развитии данного направления в науке.
Данное профилактическое направление, известное как здоровьеразвивающая педагогика, основоположником которого является д.м.н., профессор В.Ф. Базарный, по мере ухудшения качества развития и здоровья школьников, всё более востребуется в России и за рубежом. Сегодня только в нашей стране около 4-х тысяч образовательных учреждений работают в этом направлении и получили положительные результаты. И число их быстро растёт.
Применение здоровьеразвивающих методик, наряду с переносом центра тяжести работы по первичной диагностике и коррекции наиболее распространенных заболеваний подрастающих поколений из системы здравоохранения в системы образования и дошкольного воспитания, введение динамического контроля (мониторинга) за здоровьем учащихся для индивидуализации образовательного процесса и ранней коррекции отклонений, позволяет и учителям, и медикам, и родителям направлять свою деятельность не только на подбор мер ограничения по состоянию здоровья ребенка в школьном обучении, а, прежде всего, на его интеграцию в образовательный процесс с более полным учетом его индивидуальных сил и возможностей. Надо больше делать, чем сегодня, для сближения лиц, работающих на поприще педагогики и медицины. Только таким тандемом можно достичь физического и духовного преуспевания подрастающего поколения. Наступила пора переосмысления содержания и организации учебного процесса. Школы призваны стать не только центрами получения «информационных стандартов», но очагами оздоровления и гармоничного развития учащихся. Пришло время теснейшим образом соединить сферы образования и здравоохранения.
Во всех образовательных учреждениях России и других стран должна стать сквозной самая общая, приоритетная педагогическая проблема – как сформировать каждого молодого человека не только грамотным, но полноценно здоровым и всесторонне развитым человеком. В этом главный смысл здоровьеразвивающей педагогики.
В качестве заключения хочу особо отметить, что демографическая западня, в которую попали европейцы и с ними Россия, заставляет серьезно задуматься о жизнеспособности европейской цивилизации. Сегодня в семнадцати европейских странах смертность превышает рождаемость, из 20 наций с наименьшим уровнем рождаемости восемнадцать – европейские. В 1960 году люди европейской расы составляли четверть мирового населения, в 2000 году – одну шестую, к 2050 году – одну десятую. Колыбель западной цивилизации с её «книжно – седалищным» образованием становится ее могилой. Демографический закат Европы и России маячит на историческом горизонте. Без образованных, а главное – здоровых людей, у России и европейского континента нет будущего.
Поэтому проблема долголетия и роста численности здорового населения может быть решена в нашей стране и во всём мире только через качество формирования человека на этапе детства. И на первый план здесь выходит педагогика здорового развития в семье и в школе. Как говорится: что посеешь, то и пожнёшь.
Коробейников А.А., доктор философских наук, профессор, Председатель ОРД «Российский союз за здоровое развитие детей».
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012
Коробейников А.А. — Актуальная проблема внедрения здоровьеразвивающей педагогики