Система работы по здоровьесбережению в ДОУ
Аннотация. В материалах предложена система работы по здоровьесбережению с использованием различных технологий по сохранению и укреплению здоровья педагогов, детей и родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Российское образование живет в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Стандарты, предложенные в этом проекте, предполагают изменения в существующей системе образования, что отвечает запросам современного общества. Очевидно, что развитие российского образования предполагает изменения и в дошкольных образовательных учреждениях, так как они являются частью системы непрерывного образования.
Ключевое направление в развитии образования определяет ст. 51 федерального закона «Об образовании», требующей: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8 % зависит от успехов медицины и на 50 % от образа жизни, вообще, и от образа организации и проведения учебного процесса в школе, в частности. Именно в детские годы формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Несомненно, «многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в ОУ значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги» особо подчёркивает Президент РФ Д.А. Медведев. Необходимость комплексного подхода к организации воспитательно – развивающей и оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей как посещающих, так и не посещающих ДОУ. Анализ медицинской документации в ДОУ показал, что при поступлении в детский сад от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств; увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями, а, следовательно, количество детей, поступающих в ДОУ с первой группой здоровья, снизилось на 5,3 %.
Таблица 1. Показатели групп здоровья детей, посещающих ДОУ
Группы здоровья | 2009 -2010 г.г. | 2010 – 2011 г.г. | ||
---|---|---|---|---|
1 | 45,50% | 126 ч. | 42,70% | 112 ч. |
2 | 44,80% | 124 ч. | 49,60% | 130 ч. |
3 | 9% | 25 ч. | 7,30% | 19 ч. |
4 | 0,70% | 2 ч. | 0,40% | 1 ч. |
Всего детей | 277 ч. | 262 ч. |
В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей, возрастает роль подвижных игр, а так же необходимость введения системы физкультурно-оздоровительных мероприятий непосредственно в учебно-воспитательный режим дошкольников. Вышесказанное определяет актуальность применения систематической физкультурно-оздоровительной работы для укрепления здоровья дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, что явилось основанием для реализации проекта «С физкультурой дружить – здоровым быть!».
Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-7 лет), педагоги и родители.
Цель: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей физкультурно-оздоровительной работой.
Задачи:
- осуществлять физкультурно-оздоровительные, закаливающие, лечебно-профилактические мероприятия с учётом возраста, индивидуальных особенностей детей в режиме дня ДОУ;
- обеспечивать благоприятную гигиеническую обстановку и эмоциональный микроклимат в ДОУ;
- осуществлять процесс диагностики физического развития детей с участием воспитателя по физическому развитию и медицинского работника;
- взаимодействовать с социальными партнёрами по вопросам физического здоровья детей (родители, детская поликлиника, центр медико-психолого-педагогического сопровождения и консультирования детей и подростков «Гармония).
Механизм реализации проекта строится в три этапа:
- Подготовительный.
- Основной (практический).
- Заключительный, на каждом из которых работа ведётся по четырём направлениям:
- работа в педагогическом коллективе;
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
На подготовительном этапе работа заключается в:
- изучении методической литературы;
- консультировании, анкетировании педагогов и родителей по проблемам;
- анализе диагностических материалов по оценке физического и психомоторного развития детей;
- опроса детей об эмоциональном самочувствии;
- медицинском контроле и оценке здоровья детей.
Основной этап (практический)
Одним из условий организации физкультурно-оздоровительной работы является материально-техническая база. В ДОУ имеется: хорошо оснащённый спортивный зал с физкультурным оборудованием и традиционными и нетрадиционными пособиями для занятий и игр. В группах с учётом возрастных особенностей детей оборудованы физкультурные центры и оснащены соответствующим инвентарём и атрибутами к подвижным и спортивным играм и т.д. Для проведения физкультурно-оздоровительных и развивающих игр (оздоровительного бега) приспособлены тротуары и спортивная площадка на территории ДОУ. На групповых участках, а также на асфальтовых дорожках вокруг ДОУ нарисованы разнообразные «классики», «следы», «финиш», «старт» и т.д.
Исходя из поставленных задач, на основном этапе, составлен план работы ДОУ по совершенствованию системы физкультурно-оздоровительной работы. В нём отражена предстоящая деятельность с педагогическими работниками, детьми и родителями, с социальным партнёром: центром «Гармония».
Для педагогического коллектива проведён ряд мероприятий с целью более глубокого изучения форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми и способов их проведения К ним относятся:
- консультации для педагогов «Закаливание. Принципы закаливания и его виды», «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ», «Роль лечебной физкультуры для развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Физкультминутки и двигательные разминки для детей старшего дошкольного возраста» и др.;
- практикум «Дыхательная гимнастика и её значение»;
- анкетирование педагогов «Здоровый образ жизни»;
- планирование физкультурно-оздоровительной работы с использованием различных игровых форм.
Важным условием обеспечения здорового развития детей является работа врача, старшей медсестры детской поликлиники и педагога по физической культуре. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребёнка и уровень его физической подготовленности, дают рекомендации по выполнению оздоровительных, закаливающих и профилактических мероприятий.
В детском саду составлено планирование физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий. А также с учётом методики оздоровления и внедрения современных технологий разработан поэтапный план лечебно-профилактических мероприятий на учебный год, согласованный с врачом детской поликлиники. Он включает в себя следующие мероприятия: витаминотерапию, вакцинацию, натуропатию, кислородные коктейли, фитолечение – травяной чай, адаптогены, при необходимости, лекарственную терапию (дибазол, оксолиновая мазь и др.), УФО. Режим дня предусматривает разнообразную физическую активность и деятельность детей с учётом состояния здоровья и возраста детей при неизменности времени основных компонентов режима. На основе общего плана в каждой возрастной группе составляется план физкультурно-оздоровительной работы с учётом возраста и особенностей развития детей, который включает в себя следующие компоненты: физкультурно-оздоровительные, закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия.
Каждый день в детском саду начинается с проведения утренней гимнастики. Она способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Кроме этого такая гимнастика создаёт бодрое жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Место проведения утренней гимнастики зависит от времени года и погодных условий, а также от формы проведения утренней гимнастики.
Для повышения потенциала развития детей три раза в неделю проводятся занятия по физическому развитию во всех возрастных группах (одно – на улице с использованием подвижных игр). Исходя из возраста, времени года, места проведения нами использовались разные виды занятий по физическому развитию: отработка базовых движений, занятия-тренировки основных систем организма, занятия-соревнования, сюжетно-игровые, занятия с элементами ритмической гимнастики, лыжная подготовка и т.д.
Педагогами организуются спортивные и подвижные игры в течение всего дня (в группах, залах, на улице во время дневной или вечерней прогулки), проводятся прогулки на оформленных участках по территории детского сада.
Дыхательная гимнастика – является прекрасным дополнением ко всем другим средствам оздоровительной работы и включается в занятия (до обеда) и режимные моменты.
Также в детском саду ежедневно во всех возрастных группах проводятся пальчиковые гимнастики с использованием стихотворного материала, различного оборудования, что благоприятно влияет и на развитие речи ребёнка.
Для профилактики зрительных расстройств у детей мы включаем упражнения зрительной гимнастики, как в процессе занятий, так и свободной деятельности ( 2-3 раза в день).
Для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия проводится массаж стоп, занятия группа здоровья для детей старшего дошкольного возраста.
После дневного сна в ДОУ дети выполняют упражнения для пробуждения, лёжа в кроватях.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребёнка. Оно способствует укреплению его здоровья и снижения заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. При проведении закаливания стараемся соблюдать основные принципы.
В нашем детском саду используются следующие виды закаливания:
- воздушные ванны в течение 15-20 минут;
- сухое растирание специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребёнком;
- игра «Я массажист»: дети попарно делают друг другу массаж спины, рисуя контуры железнодорожного пути;
- ходьба по резиновым шипованным коврикам, ребристой доске, массажным дорожкам из различных материалов;
- умывание холодной водой;
- полоскание рта водой комнатной температуры.
В ДОУ устраиваются дни здоровья, спортивные развлечения, игры и т.д. В то же время воспитатели постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня.
В концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья – детский сад» связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем разные формы: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, анкетирование (которое позволяет выявить осведомлённость родителей по вопросам уровня развития ребёнка, физкультурно – оздоровительной работы с детьми в домашних условиях), тематические выставки, досуги, смотры – конкурсы, печатная информация на информационном поле для родителей в группах и на общих стендах, в папках передвижках («Движение – основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.), информационные буклеты.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Наш детский сад по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми сотрудничает с центром психолого-педагогической помощи «Гармония». Специалисты данного учреждения оказывают помощь педагогам и родителям в воспитании у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своими эмоциями и поведением, регулировать свою активность. Знание педагогами и детьми основ валеологии, гигиены способствуют повышению эффективности проводимых мероприятий в ДОУ и семье, исключает физические перегрузки и переутомление детей.
На заключительном этапе работы проведены:
- систематизация материала: выставка методических материалов, пособий, картотеки подвижных игр по данной теме.
- Диагностика происшедших сдвигов в динамике физического развития детей и её анализ.
- анкетирование родителей с целью выявления отношения и результативности проведённой работой.
- выставка семейных плакатов «В здоровом теле здоровый дух».
- спортивные развлечения с родителями: «Мама, папа, я – спортивная семья!», летний слёт юных туристов.
Результаты работы по данному проекту в следующем:
- Улучшение (или поддержание) здоровья детей: снижение заболеваемости детей (показатели индекса здоровья и % заболеваемости в группах).
Таблица 2
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
---|---|---|---|
По болезни дней на 1 реб. | 28,1 | 25,1 | 25,2 |
% | 11,90% | 11,20% | 10,30% |
2. Развитие двигательной активности и физических качеств детей (диагностика физических качеств детей дошкольного возраста).
В процессе совместной деятельности по здоровьесбережению детей в ДОУ все участники получают богатый опыт по вопросу укрепления здоровья и понятий здорового образа жизни, как с познавательной стороны, так и с практической.
Диаграмма 2.1. «Уровень развития физических качеств у детей»
3. Расширение знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни
Диаграмма 3.1. «Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям «Здоровье» и «Безопасность»
4. Удовлетворённость и заинтересованность родителей в работе по данной теме (анкетирование, отзывы).
Литература:
- Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ/Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы /Авт.-сост: О.Н. Моргунова. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005
- Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: из опыта работы/ Авт.-сост: О.Н. Моргунова. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников ДОУ.-М.: ТЦ «Сфера», 2004
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М.: 2005
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов, и подвижных игр (средн., старш. и подг. гр.). – М.: ВАКО, 2005
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2006
- Оздоровительная работа в ДОУ: Учебное пособие/ Под. ред. В.Н. Орла и С.Н. Агаджановвой.-СПб.: «Детство Пресс», 2006
- Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Изд. «Панорама», 2006
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т.С. Яковлевой. М.: Школьная пресса, 2006
Шереметьева А.В., старший воспитатель, МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Олимпийский», г. Углич, Ярославская Область.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012