Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей (Опыт психологического исследования)
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей сегодня является особенно актуальной на фоне современной деградации семейных устоев, морального разложения молодежи, наращивания чуждых природе развивающего ребёнка школьных реформ, социальной неуверенности и неопределенности, экономических преобразований не в интересах людей труда, усугубления неблагоприятных экологических проблем.
Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Отношение к здоровью – система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния [6].
Отношение к здоровью содержит следующие компоненты:
- Когнитивный компонент характеризует знания ребенка о своем здоровье, осознание его роли и влияния на основные функции и жизнедеятельность человека в целом, понимание основных факторов риска и антириска.
- Эмоционально-волевой компонент характеризует чувства, эмоции и особенности переживания состояния здоровья и ситуаций, с ним связанных, стремления человека.
- Деятельностный компонент показывает особенности поведения, способствующие адаптации или дезадаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды, а также выработку стратегии поведения, связанной с изменением состояния здоровья.
- Ценностный компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека.
Нами было проведено исследование особенностей отношения к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей.
В качестве испытуемых выбраны младшие школьники, так как в этом возрасте достаточно четко просматривается влияние установившейся в семье системы отношений, в том числе и отношения к здоровью на личность ребенка. Именно в семье выстраивается первичная структура интерперсональных связей, закладывается основание фундаментальных отношений человека к окружающему миру, к самому себе, в том числе и к здоровью [7].
В исследовании приняли участие 360 детей и 273 родителей обследуемых детей, классные руководители данных классов, медицинские работники школ № 42 и № 90 г. Ярославля. Выборка состояла из учащихся 1-х классов – 197 человека, из учащихся 4-х классов – 163 человека; их родителей: матерей – 257 человек, отцов – 116 человек.
Для решения задач исследования были апробированы следующие методы изучения отношения к здоровью.
Для учащихся 1-х и 4-х классов: анкета для ребенка «Я и мое здоровье», методика незаконченных предложений, проективный рисуночный тест «Здоровье», методика «Ценностные ориентации детей младшего школьного возраста» Т. В. Брагиной, многофакторный личностный опросник
Р.Б. Кеттелл, Р. В. Коан, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.
Для родителей обследуемых детей: социально-психологическая анкета «Здоровье моего ребенка», методика незаконченных предложений, опрос родителей «Способы сохранения и укрепления здоровья», тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин, методика Дембо-Рубинштейна для изучения оценки ребенка родителем, MUST-тест П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова.
Для более достоверного изучения особенностей отношения к здоровью детей младшего школьного возраста также были проанализированы медицинские сведения, полученные от родителей, медицинских работников школы, было проведено анкетирование классных руководителей.
Представления детей о здоровье разнообразны, включают представления о физическом, психологическом, социальном благополучии, преобладают такие способы сохранения и укрепления здоровья, как: благоприятная окружающая среда, двигательная активность, полноценный отдых. Для того чтобы выявить, являются ли значимыми различия между мальчиками и девочками, младшими школьниками 1 и 4 классов по оценке своего физического здоровья мы использовали математический метод статистической обработки – Mann-Whitney U Test. В результате мы выявили, что статистически значимых различий между девочками и мальчиками по оценке своего физического здоровья нет, но есть значимые различия между младшими школьниками 1-х и 4-х классов (3,62 против 3,45, p<0,01).
Подавляющее число рисунков на тему «Здоровье» носит эмфатический или ритмический характер, что свидетельствует об эмоциональной насыщенности переживаний детей по поводу своего здоровья, об ощущении зависимости собственного самочувствия от той эмоциональной атмосферы, в которой находится ребенок. Актуально также у детей представление о взаимосвязи здоровья и двигательной активности, что отражается в рисунках изображением разнообразных подвижных игр, занятий спортом, физкультурой. Достаточно высокий процент изображений, свидетельствующих о полночувственном эмоциональном восприятии и представлении детьми живой природы, что здоровье невозможно без благополучного окружения: природы, растений, животных, людей. Образ позитивный представлен у 65 (18,05%) авторов, негативный – 90 (25%), нейтральный – 205 (56,94%).
Присутствие признаков тревоги, напряженности было отмечено у 185 (51,39%) детских рисунков, признаков агрессии у 32 (8,9%). Спектр эмоциональных переживаний достаточно широк. В них преобладают нейтральные образы, но большое количество детей ощущают сферу здоровья, как сферу, в которой есть определенные трудности, в связи с чем ребенок испытывает тревогу, внутреннее эмоциональное напряжение, может проявлять агрессию. В 155 (43,06%) детских рисунках отсутствует преобладание цвета, т.е. используется несколько цветов. Более часто в качестве преобладающего используется синий и зеленый цвет, что можно интерпретировать, как выражение потребности детей в снятии мышечного напряжения, восстановлении сил, иметь чувство защищенности, оградить себя от опасности [2,4,8]. Яркость: слабая – 58 (16,11%), средняя – 200 (55,56%) , сильная – 102 (28,33%).
Низкие показатели действенного компонента отмечены по позициям: соблюдение режима питания, сна, труда и отдыха. Мы выявили, что между мальчиками и девочками есть значимые различия по позициям: снятся хорошие сны (3,06 против 3,48, p<0,01) и зовут играть (3,39 против 3,81, p<0,05). Существуют значимые различия также и между школьниками 1 и 4 классов по позициям: ложатся спать до 22 часов (3,43 против 2,36, p<0,01), есть свободное время для игр (3,39 против 3,09, p<0,05), настроение в школе (3,86 против 3,53, p<0,05), сверстники зовут играть (3,45 против 3,80, p<0,05). Таким образом, можно отметить, что к 4 классу у детей младшего школьного возраста значительно ухудшаются показатели оптимального режима труда и отдыха, эмоционального благополучия, но улучшается показатель социального благополучия (контакты со сверстниками).
При изучении особенностей отношения родителей к здоровью мы выявили, что родители некритично относятся к оценке здоровья своего ребенка, имеет место несоответствие между реальной оценкой состояния здоровья ребенка и оценкой родителей, многие родители отрицают наличие проблем со здоровьем у ребенка, в компетентности родителей в сфере здоровья существует значительный перекос в сторону способов сохранения и укрепления физического здоровья, недооценка способов сохранения и укрепления психологического и социального здоровья.
Наиболее важными в сфере заботы о здоровье своего ребенка родители считают способы заботы о физическом здоровье ребенка, тем не менее матери по сравнению с отцами придают большее значение способам заботы о психическом и социальном здоровье ребенка. Матери показывают более высокий результат по сравнению с отцами по позициям реального выполнения: рациональное питание, соблюдение режима дня, соблюдение личной гигиены, уважительное отношение к людям, своевременное обращение к врачу, закаливание, полноценная духовная жизнь, отказ от употребления психоактивных веществ, т.е. степень соответствия действий и поступков матерей требованиям здорового образа жизни выше, чем у отцов. В то же время, значимость здоровья в иерархии ценностей занимает далеко не первое место: у матерей – на 5-м месте (18,28%), у отцов – на 6-м месте (14,65%).
При изучении идеального представления родителей о ребенке из 7 предложенных ценностных ориентаций (умный, сильный, хороший ученик, красивый, здоровый, веселый) наиболее высокую позицию занимает характеристика – здоровый, а наиболее низкую позицию – сильный. Среди ценностных ориентаций у ребенка лидируют характеристики: умный, красивый, аккуратный. Характеристика – здоровый находится на 5 месте с достаточно низким значением, причем значительно ниже, чем у родителей.
Таблица 1. Представление родителей о ребенке
Ценностные ориентации |
Идеальные представления матерей о ребенке (среднее значение) |
Идеальные представления отцов о ребенке (среднее значение) |
Идеальное Я – ребенок (среднее значение) |
---|---|---|---|
Умный |
3,7 |
4,16 |
3,83 |
Сильный |
1,74 |
1,8 |
2,05 |
Аккуратный |
2,42 |
2,32 |
3,37 |
Хорошо учится |
3,05 |
3,06 |
2,57 |
Красивый |
1,86 |
1,94 |
3,4 |
Здоровый |
5,09 |
4,85 |
2,68 |
Веселый |
3,11 |
2,88 |
3,13 |
Для определения уровня сформированности компонентов мы ввели следующую систему значений: 0 – низкий уровень, 1 – средний уровень, 2 – высокий уровень.
Таблица 2. Типы отношения к здоровью
Компоненты отношения к здоровью |
Уровень сформированности компонентов – представленность у матерей (% от общего количества) |
Уровень сформированности компонентов – представленность у отцов (% от общего количества) |
Уровень сформированности компонентов – представленность у детей младшего школьного возраста (% от общего количества) |
---|---|---|---|
Когнитивный |
0 – 15,95% 1 – 66,54% 2 – 17,51% |
0 – 29,31% 1 – 53,45% 2 – 17,24% |
0 – 11.67% 1 – 75,88% 2 – 12,45% |
Эмоционально-волевой Действенный |
0 – 17,51% 1 – 67,70% 2 – 14,79% |
0 – 18,10% 1 – 62,93% 2 – 18,97% |
0 – 15,95% 1 – 68,48% 2 – 15.56% |
Ценностный |
0 – 16,73% 1 – 67,32% 2 – 15,95% |
0 – 19,83% 1 – 62,07% 2 – 18,10% |
0 – 12,06% 1 – 70,04% 2 – 17,90% |
Итак, можно отметить различие у отцов и матерей в сформированности когнитивного компонента, а именно: у 29,31% отцов – низкий уровень сформированности, а у матерей низкий уровень когнитивного компонента лишь в 15,95% случаях; т.е. среди отцов больше испытуемых, демонстрирующих низкий уровень осведомленности в сфере здоровья, чем среди матерей. Уровень сформированности эмоционально-волевого, действенного и ценностного компонентов у отцов немного ниже, чем у матерей.
Показатели всех компонентов свидетельствуют о том, что у многих родителей и их детей есть сложности в формировании охранительного отношения к здоровью. При изучении отношения к здоровью необходимо учитывать сочетания компонентов у каждого конкретного родителя и ребенка. В связи с чем был проведен анализ возможных сочетаний компонентов у испытуемых данной выборки по принципу: если хотя бы 1 из компонентов имеет низкий уровень сформированности, то отношение к здоровью у данного испытуемого носит рискованный характер.
Таблица 3. Типы отношения к здоровью
Отношение к здоровью |
Представленность у матерей (% от общего количества) |
Представленность у отцов (% от общего количества) |
Представленность у детей младшего школьного возраста (% от общего количества) |
---|---|---|---|
Самосохранительное |
64,20% |
56,03% |
68,48% |
Рискованное |
35,80% |
43,97% |
31,51% |
Можно увидеть, что рискованное отношение к здоровью имеет большую представленность у отцов, а именно: 43,97% у отцов против 35,80% у матерей. В ходе исследования было выявлено 27 типов отношения к здоровью, опираясь на возможные сочетания компонентов разного уровня сформированности.
Среди матерей наиболее распространенными типами отношения к здоровью являются следующие типы:
1 тип: знающий, активный, ценящий здоровье – 35%;
5 тип: много знающий, активный, ценящий здоровье – 8,9%;
8 тип: знающий, малоактивный, ценящий здоровье – 7%;
2 тип: знающий, активный, высоко ценящий здоровье – 6,2%;
4 тип: знающий, высокоактивный, ценящий здоровье – 5,8%;
Среди отцов наиболее распространенными типами отношения к здоровью являются:
1 тип: знающий, активный, ценящий здоровье – 18,1%;
12 тип: знающий, активный, мало ценящий здоровье – 9,48%;
4 тип: знающий, высокоактивный, ценящий здоровье – 9,48%;
2 тип: знающий, активный, высоко ценящий здоровье – 8,62%;
7 тип: малознающий, активный, ценящий здоровье – 8,62%.
Среди детей младшего школьного возраста наиболее распространены следующие типы:
1 тип: знающий, активный, ценящий здоровье – 37,23%;
8 тип: знающий, малоактивный, ценящий здоровье – 10,28%;
2 тип: знающий, активный, высоко ценящий здоровье – 8,89%;
4 тип: знающий, высокоактивный, ценящий здоровье – 6,12%;
7 тип: мало знающий, активный, ценящий здоровье – 5,56%.
Таким образом, психолог – консультант может оказать поддержку ребенку и семье по следующим направлениям:
- осуществлять диагностику семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий, в том числе и в сфере здоровья;
- помогать актуализации дополнительных психологических сил и способностей клиентов, так как сфера «здоровья» своего ребенка является серьезным стимулом для осознания важности изменения родительского воспитания;
- объяснять механизмы влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка, его отношения к здоровью и, как следствие, рискованного или здоровьеохранительного поведения;
- оказывать помощь в поиске вариантов выхода из трудных жизненных ситуаций;
- предоставлять возможность независимого взгляда на проблему клиента, акцентировать и обсудить те стороны его личности и взаимоотношений, которые, являясь источником трудностей, обычно не осознаются и поэтому не контролируются;
- разрабатывать и реализовывать программы психологической поддержки для целевых групп (тревожность, агрессивность, конфликтность, делинкветность и др.).
Литература:
- Ананьев В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1995.-№3
- Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.:Б&К, 2000.
- Журавлёва И. В. Отношение к здоровью как элемент самосохранительного поведения // Отношение населения к здоровью / Под ред. И.В. Журавлёвой. – М.: ИС РАН, 1993.
- Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер. Тайны почерка / Д. Сара. М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.,1961.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2002.
Камакина О.Ю., кандидат психологических наук, заместитель директора Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи городской центр психолого-медико-социального сопровождения, г. Ярославль.
«Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика»
Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года
Под редакцией: д.м.н., профессора Базарного В. Ф.
г. Ярославль 2012