Опыт
Более 50 летФ.И.О,
Базарный Владимир ФилипповичВладимир Филиппович Базарный (род. 4 мая 1942, Юрковцы, Талалаевский район, Сумская область, УССР, СССР) — российский учёный, врач, педагог. Доктор медицинских наук; Почётный работник общего образования Российской Федерации.
Родился в 1942 году. В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога.
Профессиональная деятельность
Как детский хирург сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад).
Около 45 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её возрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов”, на основе ситуационно-образного моделирования и т.д.). Данные технологии защищены 45 патентами РФ. В 80-х годах некоторые разработки были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях России. Автор 8 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей.
Активно выступает за перевод образовательного процесса на природосообразную физиологическую основу. В 1989 году Минздравом России после десятилетней апробации в различных регионах Советского Союза научных разработок, проведённых под его руководством в г. Красноярске, были приняты методические рекомендации «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».
Разработал программу «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе», которая предусматривает системный подход к развитию ребёнка и направлена на его комплексное гармоничное формирование на всех этапах созревания и взросления: женская консультация – родильный дом – семья – дошкольное учреждение – школа.
Его разработки применяются в различных регионах страны (более 1000 образовательных учреждений) и в ближнем зарубежье (до 95% детей в этих детских садах и школах сохраняют и укрепляют своё здоровье).
Активно выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций. Отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». Объявлен «Учительской газетой» Человеком года – 2000.
С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). В настоящее время является научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей и Центра распространения и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Кратко
Более 45 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования.
Разработчик направления в науке и практике, позиционируемая автором как «здоровьеразвивающая педагогика».
Автор собственной педагогической системы — т. н. системы Базарного, использующейся во всех регионах России. Программа утверждена министерством здравоохранения РСФСР в 1989 году как «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».
Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде
О трагических последствиях смешанного (бесполого) воспитания и обучения в школах