В классе – только мальчики
Линии на потолке – не проделки шаловливого маляра, а специальный тренажер для зрения. В середине урока весь класс «бегает» по разноцветным пунктирам глазами и руками.
Фото Андрея КАРА.
«Комсомолка» побывала в школе, где девочки и мальчики учатся раздельно
Врачи пугают: у нас растет больное поколение. Чуть ли не с первого класса у большинства школьников искривляется осанка, падает зрение, развиваются гиподинамия и проблемы с психикой. А как по-другому может вести себя слабый, неокрепший организм, когда его заставляют по полдня сидеть за партой, согнувшись в три погибели?
Конечно, в стране есть горстка директоров и учителей, которые пытаются расшевелить ребят: в середине урока устраивают физкультминутки, заставляют весь класс делать зарядку для глаз. В некоторых школах вводят дополнительные уроки физкультуры, проводятся конкурсы по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Примерно двадцать пять лет назад над проблемой здоровья молодого поколения задумался доктор Владимир Филиппович Базарный. И открыл в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Вместе со своими учениками он изучал учебные методики, режим и эргономику занятий школьников. Базарный пришел к революционному выводу: современная школа – главный враг здоровья детей.
Пять лет назад «Комсомолка» уже писала о методике Владимира Базарного (см. материал «Надо школу разделить по полу» от 25 сентября 2001 года). И тогда побывала в гостях в 760-й столичной школе (она была единственным в Москве учебным заведением, работающим по «системе Базарного»). Мы вернулись к теме, чтобы посмотреть, насколько прижились в России идеи «школы свободы и раскрепощения». Выяснилось: элементы «системы Базарного» в своей работе используют школы из более чем 60 российских регионов. Около 15 таких учебных заведений появилось в Москве.
Ни одного одиннадцатиклассника ниже 180
Школа № 760 на северо-востоке Москвы. Здесь по системе Базарного работают уже больше пятнадцати лет. Понедельник. Середина дня. Родители дожидаются детей с уроков. В танцевальном классе занимаются третьеклассницы в белоснежных костюмах. Тянут ножки, грациозно вскидывают ручки: репетируют танец с цветами. Поднимаемся в кабинет, где занимаются первоклассники. А малыши (кстати, в классе только мальчики), вместо того чтобы смирно сидеть за партами, уткнувшись в пропись, вертятся, галдят, ходят по классу.
Полезная для осанки ростомерная мебель – парта и конторка в одном флаконе. Пятнадцать минут ребенок стоит, пятнадцать – сидит!
Фото Андрея КАРА.
«Наверное, учительница отвлеклась», – подумала бы, увидев такое, любая нормальная мамаша.
А вот и нет! Идет самый обычный урок!
– В современной школе ребенок полностью закрепощен, – уверен автор и разработчик системы (официально она называется «Система сенсорной свободы и раскрепощения») Владимир Базарный. – И физически, и психически, и духовно. В течение всего урока дети обездвижены. Они сидят за столами в абсолютно неестественной позе с низко склоненной к тетради головой, старчески согнувшись, вцепившись в шариковую ручку.
Нагрузка, которую испытывает ребенок через 10 – 15 минут таких занятий, покруче, чем у космонавтов при взлете! Что же придумал Базарный?
Из классов, работающих по его системе, традиционные столы давно выбросили. И заменили на специальную ростомерную мебель. Пятнадцать минут урока ученик сидит за партой с наклонной поверхностью, следующие пятнадцать стоит за конторкой.
– Наверное, устают? – интересуемся у классной руководительницы.
– С непривычки утомлялись, выдерживали минут пять, не больше, – рассказывает учительница начальных классов Марина Дмитриевна Пищикова. – Но это только в первое время. А во втором полугодии все наоборот: желающих сидеть не остается.
Обычной классной доской стараются пользоваться как можно реже, чтобы почаще «переключались» детские глазки.
Карточки с материалом учителя размещают в самых разных точках класса или на подвижных «сенсорных крестах» (специальных устройствах, заставляющих зрение активно работать).
Результаты не заставили себя долго ждать. Все без исключения дети стали более подвижными, энергичными. У большинства выправилась осанка, пропала сутулость. Расти стали равномерно в течение всего года. В обычных школах из-за недостатка движения скачок в росте у детей происходит летом. А из-за этого – целая гора проблем со здоровьем.
– А вот наши выпускники! – Показывает фотографии «мужского» одиннадцатого директор школы Владимир Юрьевич Гармаш. – Среди них всего лишь три процента с отклонениями в здоровье, а в обычных школах – шестьдесят. Посмотрите на них, ну просто Аполлоны! Стройные, высокие! У нас ни одного парня ниже 180 сантиметров нет!
– Неужели вы и старшеклассников заставляете стоять на уроках?
– Нет, что вы… Если укреплять организм с детства, в подростковом возрасте ему уже все нипочем. Конторки мы используем исключительно в начальной школе, когда осанка только формируется.
Перья вместо ручек
– Открываем прописи! – командует учительница первоклассников Марина Дмитриевна Пищикова.
Мальчишки недолго думая берут в руки самую настоящую перьевую ручку. Оказывается, писать обычной шариковой тоже вредно.
– Пальчик – это генерал, давайте поставим его на поле. Молодцы! Он обводит взором свою армию, – так Марина Дмитриевна учит малышей первым загогулинам. Сначала первоклассники рисуют черточки и закорючки пальцем (с буквами детей знакомят не сразу), обернутым в тряпичный чехол, потом водят по прописи гусиным пером.
– Когда ребенок рисует буквы перышком, кисть работает в импульсно-нажимном режиме: то напрягается, то расслабляется, – объясняет Базарный. – При письме шариковой ручкой она постоянно напряжена. Есть исследования, утверждающие, что из-за этого у детей появляются невнимательность, утомляемость, агрессия и даже признаки стенокардии.
Конечно, старшеклассникам пачкаться чернилами не приходится. Примерно к третьему классу их плавно переводят на ручки-наливайки, а потом и на обычные. Кисть к тому времени привыкает работать правильно, почерк становится красивым, и вреда шариковая ручка уже не принесет.
У мальчиков и девочек разные мозги
Идем в класс к девчонкам. Четвероклассница Ярослава очень рада, что учится в чисто «женском» коллективе.
– Эти пацаны… Они и так надоедают – на перемене, в кружках! Хоть на уроках от них отдохнуть: классно, за косички никто не дергает!
Вообще-то проблема смешанных классов (когда мальчики и девочки учатся вместе) не только в косичках.
– Во-первых, – аргументирует свое убеждение Базарный, – девочки опережают мальчиков в физическом, психическом и даже интеллектуальном развитии на полтора-два года. Снижается эффективность обучения. А еще девочки навязывают стереотипы поведения более младшим по зрелости мальчикам. А во-вторых, они по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. У них попросту разный мозг. Их нельзя воспитывать и обучать одинаково, по одним и тем же программам, методикам, учебникам.
– И что в этом хорошего – запирать детей в классы, как в монастыри, и не давать общаться с противоположным полом?! – возмутятся некоторые папы и мамы. – Мы учились все вместе, и никаких проблем не было!
Но ведь «система Базарного» и не предполагает стопроцентной изоляции – речь идет только об учебе. Мальчики и девочки могут спокойно общаются на переменах, факультативах, в творческих кружках, спортивных секциях. Вместе устраивать праздники, ходить в походы, гулять во дворе.
К тому же опыт школы № 760 подтверждает, что в раздельном обучении все-таки больше плюсов. Дети становятся дисциплинированными, собранными, гораздо серьезнее относятся к учебе и более уважительно общаются с родителями и учителями.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Поставьте детей на ноги
Если вы хотите, чтобы ваши дети сохраняли здоровье по «системе Базарного», поговорите с педагогами и директором в своей школе. Для этого не нужно вкладывать много денег и закупать сложный инвентарь.
Опытом делится Владимир ГАРМАШ, директор столичной школы № 760, которая первой в Москве стала использовать наработки Базарного:
1. Ребенок должен сидеть как можно меньше. Попросите учителей давать малышам больше заданий, которые можно выполнять стоя или передвигаясь по классу.
2. Если вы только собираетесь записывать ребенка в первый класс, расскажите родителям и педагогам о том, что учить малышей писать пером гораздо полезнее, чем шариковой ручкой.
3. Выясните, возможно ли закупить для всего класса новую мебель: вместе традиционных столов выбирайте ростомерные парты с наклонной крышкой и конторки.
4. Если детей в вашей школе все еще заставляют читать на скорость, объясните учителям, что это бессмысленная и к тому же вредная для ребенка процедура. При быстром чтении у ребенка не возникает в голове никаких образов, а это ведет к шизофренизации.
5. Предложите учителям всем классом делать зарядку для глаз. Это просто. Самый доступный офтальмотренажер – линии и пунктиры на потолке (смотрите фото).
Благодарим за помощь в подготовке материала Владимира Сергеевича Горячева.