Бьём тревогу: всем миром на помощь детям
На днях представители Ассоциации творческих учителей России обратились с письмом в Московскую областную Думу, в котором выразили свою озабоченность по поводу ухудшающегося физического и духовно-нравственного здоровья детей и предложили депутатам сотрудничество по осуществлению программы «Раскрепощенного развития» доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Его лаборатория физиолого-оздоровительных проблем в Сергиевом Посаде, финансируемая из областного бюджета, ведет большие научно-практические исследования.
Письмом сообщается о причинах нездоровья большинства наших детей. По мнению В.Ф. Базарного, в массовой школе ребенок не получает полноценного развития и теряет здоровье в результате:
— преобладания инструктивно-программирующих методик обучения;
— чрезмерного увлечения методиками интеллектуального развития (быстрый счет, развитие памяти) в ущерб чувств энному, эмоциональному, образному развитию, что особенно опасно при начальном обучении, так как закрывает пути к духовному восприятию;
— классический тип школьной жизни построен на психомоторном закрепощении, что видно невооруженным глазом: наши дети вез более сутулятся, уменьшается гибкость их тела, рано выявляются симптомы дегенерации хрящевых межпозвоночных прослоек.
В итоге дети «награждаются» неврозами и функциональными расстройствами всех внутренних органов: болезни сердца, печени, почек, органов зрения и т.д.
_ Исследования лаборатории В.Ф. Базарного, проведенные в Воскресенске, показывают, что в одной и той же школе (детском саду) при одинаковом питании и экологии дети могут у одного педагога болеть в 1,5—2,6 раза чаще, чем у другого. И зависит это от того, как относится педагог к детям.
И снова печальные выводы: здоровье детей подорвала замена ростомерной мебели на стандартные столы, природосообразного письма перьевой ручкой в начале обучения на безотрывное письмо — шариковой, электроламповой физиологически оправданной освещенности — на вредное люминесцентное. Не послужили здоровью детей и бесконечные эксперименты и смена учебных программ, проходящие без оценки результатов инноваций со стороны медиков, без оценки влияния на физиологические процессы подрастающего человека.
Извините за сухой язык документов, но он точно определяет состояние дел здесь. Отсутствие социального заказа на зрелость личности и четких принципов политики в народном образовании привели к катастрофическому усугублению телесного, духовно-нравственного развития и здоровья подрастающего поколения.
В корне изменить ситуацию, как считает доктор В.Ф. Базарный, может активное использование права граждан на получение достоверной информации о состоянии здоровья детей и о факторах, оказывающих на него вредное влияние, в соответствии со статьей 10 «Основ законодательства РФ об охране здоровья».
В связи с чем и возникает необходимость в регулярных отчетах детских дошкольных и школьных учреждений перед родителями за состояние и происходящие сдвиги в тех функциональных системах организма ребенка, которые наиболее остро реагируют на педагогическую среду.
Это прежде всего состояние максимальной остроты зрения, состояния осанки, нервной и психической сферы, а также как часто в сравнении с прошлым годом болеют дети у того или иного педагога.
Для того, чтобы проводить подобный контроль, существуют количественные экспресс-тесты по системе В.Ф. Базарного. Их применение после предварительного обучения по силам среднему медицинскому персоналу, работающему в детских дошкольных учреждениях и школах.
Как показывает практика Республики Коми, где налажен такой контроль, педагоги охотно идут на следование принципам и технологиям обучения в условиях сенсорного раскрепощения и здорового развития (по Базарному), что резко снижает издержки цивилизации, связанные с информационными перегрузками, ухудшением среды обитания.
Людмила КОМАРОВА.
P.S. Этот документ, иначе его не назовешь, — и крик отчаяния, и призыв к помощи, и взгляд на неблагополучное будущее, которое надо спешно поправлять.