На 75 первоклассников 129 диагнозов
В последние годы и до сегодняшнего дня российская школа живет в условиях непрерывной модернизации, реструктуризации, реформирования. Такое впечатление, что чиновники от образования, наморщив лбы, только и думают, как отвлечь учителя от главного дела – образовывать.
При всех этих недюжинных управленческих усилиях, похоже, никто не поставил вопрос: улучшилось ли за последние 20 лет качество работы школы, не ухудшилось ли здоровье детей? Более того, ни по одному эксперименту, проводимому над школой, не подведены вразумительные итоги. На эту тему и пойдет разговор.
– С большой симпатией я отношусь к Евгению Ямбургу, ученому, директору одной из московских школ. Он пишет: «Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачи такое количество знаний, умений, навыков ногами впихнуть в голову ребенка. И ни в одной стране мира так не учат, как мы: жестко, мощно, против шерсти, получая в итоге все большее количество больных детей». Но дело в том, что многие ребятишки сегодня больны уже к моменту поступления в школу. Так, последние три года в лицей приходят лишь 2-3 теоретически здоровых первоклассника. На 75 человек, мы как-то подсчитали, 129 диагнозов!
У 50 процентов выпускников детских садов недостаточный уровень развития школьно-обусловленных функций. Проще говоря, плохо развиты пространственное восприятие, зрительный и слуховой анализ, а также раскоординированы движения пальцев кисти и руки, что существенно влияет на темп и качество формирования навыков письма, чтения, счета. В большей степени именно из-за этих нарушений дети не в состоянии усвоить учебный материал. Но это еще не все. Сегодня часто говорят, что дети в школе сильно перегружены. Мы, педагоги, согласны – такая проблема существует. Нагрузка на старшеклассника (с учетом, что он все выполнит хотя бы на 4) составляет 167 часов в неделю! В неделе-то всего 168 часов! Но как быть, если все без исключения выпускники обязаны сдавать ЕГЭ? И никого не интересует, способен ли ты к математике, какое у тебя здоровье и т.д. По статистике, 38 процентов российских школьников занимаются на 4 и 5. Что же делать с остальными 62 процентами, чтобы они смогли хорошо сдать экзамены?
Естественно, натаскать на ЕГЭ, иначе учебное заведение обвинят в неуспешности. В лицее 103 на хорошо и отлично учатся более 70 процентов детей. И, честно скажу, они страшно устают. В прошлом году в нашем лицее проводилось анкетирование. На вопрос «О чем мечтаете?» многие школьники ответили: «Выспаться!» А что важнее в молодости для здоровья, чем сон, движение и питание? Вот на эти три момента я хочу обратить особое внимание. Занятия в школе начинаются в 8 утра. Первый урок самый бесполезный. Дети спят!
Ворчать на них бессмысленно, поэтому мы были вынуждены разработать рекомендации для учителей:
1. Носить яркую одежду
2. Не говорить монотонным голосом
3. Подбирать эмоционально оживленный материал
4. Сбрызнуть цветы, пол (можно и детей) водой
5. Разрешать пить воду и мыть руки
6. Не запрещать детям полежать, закрыв глаза, 2-3 минуты на парте
Сегодняшние школьники в своем большинстве физически слабые – нормы ГТО под силу только единицам. Страна падает в обморок, когда слышит о трагических случаях гибели детей на уроках физкультуры, которые происходят периодически в разных регионах. Мы тоже видим, как при сдаче нормативов многие наши ученики бегут, держась за селезенку. Но не в нашей компетенции изменить требования к физической подготовке школьников. Этот вопрос должен решаться на государственном уровне
Самое парадоксальное, что одновременно с введением в школы комплекса ГТО никто не отменил главного требования – о неподвижности, абсолютно невозможном, противоестественном, физиологически невыносимом для человека состоянии. Физическая активность детей при поступлении в первый класс резко падает. Дефицит ее в начальной школе составляет 40 процентов, а среди старшеклассников – все 85. Уроки физкультуры не компенсируют даже десятой части дефицита движений. В старших классах ситуация еще больше обостряется. Отсидев 45 минут урока, подростки выходят на перемену и ищут место, где можно бы снова присесть – с гаджетом в руках. И как же они сидят в школе? По современным требованиям школьная мебель должна быть регулируемой. А то, что она неудобна, разве не важно? На мой взгляд, лучше старых советских парт, где были продуманы такие моменты, как наклон, расстояние от глаз до тетради, откидывающиеся крышки, никто до сих пор ничего не изобрел. Единственное исключение – конторки Базарного, признанные эффективным средством профилактики сколиоза и улучшения зрения. Хочу также поднять тему о специальных стульях для девочек. Сами-то мы пользуемся теплыми, мягкими, а первоклассницы вынуждены садиться на жесткие, ледяные, покрытые лаком. Не в этом ли причина ранних гинекологических проблем?
Отдельный вопрос – вес ранца школьника. У первоклассника он достигает 5 кг, у второклассника – 4 кг. Я считаю, проблема эта решаема, но необходимо вести большую разъяснительную работу с родителями. Нужен комплект учебников для дома, потому что дети не должны носить тяжести. Может, электронные учебники спасут ситуацию? Я мечтаю также, чтобы в каждом классе появилось контрольное табло. В нем 6-7 параметров: температура, освещенность, влажность, свежесть, шум и т.д. Главными контролерами экологии классного помещения будут сами дети. Именно их надо научить заботиться о себе. А чтобы на этом табло горели только зеленые показатели – ответственность на нас, взрослых. Думаю, такое табло создать по силам нашим основным предприятиям. Спрос будет обеспечен!
Теперь поговорим о питании. Меню школьных столовых разрабатывается на государственном уровне. Учтено, казалось бы, все: разнообразие, калорийность, микроэлементы. Даже стоимость рассчитана на доступность для средней семьи. А что же наши дети? Какао не пьем, печень не едим, к рыбе не притрагиваемся, творожную запеканку и омлет игнорируем. Почему?
Причина в том, что дома эти блюда почти не готовятся. Зато обожаем оладьи, сосиски и… хлеб. Иногда родители говорят, что, со слов детей, школьные обеды не очень вкусные. Я приглашаю: приходите, попробуйте, оцените сами. У нас очень совестливая бригада поваров. Меню строго контролируется. Некоторые ученики едят в школе 2-3 раза, однако довольно большая группа ребят питается в буфете всухомятку. Думаю, не нужно объяснять, что 7-8 часов без горячего обеда точно не полезно для здоровья. Другие дети каждую перемену бегают в соседний киоск за газировкой и чипсами. В школе эти продукты продавать категорически запрещено. Но если они такие вредные, зачем их вообще ввозят, ведь на 90 процентов их потребляют дети?
Вино, сигареты несовершеннолетним не продают, а химия упаковывается в привлекательную обертку, рекламируется, съедается тоннами. Считаю, что это тоже государственная проблема. Уверена, не будет положительного результата, пока образовательная система не объединится с медиками. Ведь только врачи могут подсказать нам, объяснить многие физиологические проблемы растущего организма. И не только объяснить, но и научить, что с этим делать. Но, к сожалению, медики, как и учителя, замотаны писаниной: отчетами, жалобами, статистикой, анализами, прививками. Несколько лет назад мы со школьным психологом побывали на съезде учителей Новосибирска.
Мероприятие было посвящено вопросам здоровья. Мою секцию вела, кстати, Наталья Толоконская. Она считает, что проявление физического недуга у детей – это на 99 процентов следствие чего-то более глубокого. К примеру, у ребенка внезапно и, кажется, беспричинно повышается температура. Бывает, вдруг начинается кашель, понос, насморк, головная боль или боли в животе. Наша реакция в таких случаях: дать таблетку и отправить в школу или оставить дома и вызвать врача. Наталья Петровна убедительно доказала, что узкий лекарственный подход в лечении не решает в данном случае задачи восстановления здоровья, а наоборот, порождает новые проблемы. Это только на первый взгляд причина болезни – простуда, инфекция. На самом деле такова реакция на страх и стресс, который случается в день по десять раз (проспал, обозвали, ударили, накричали, получил двойку и т.п.) С такими острыми состояниями надо справляться без лекарств, считает Толоконская, потому что злоупотребление медикаментами способствует подавлению психики и служит спусковым механизмом депрессии.
Школа стала заложником абсурдного контроля – мы как бы все вместе договорились, что главное – соответствовать ее величеству инструкции! В школьном лагере требуют установить на окна москитные сетки. А сколько уже погибло в стране детей из-за этих сеток… Кого это волнует? Требование сделать все входные двери (в нашем лицее их 16!) легко открывающимися изнутри, даже ребенком. А как же безопасность? А 25 человек в классе? Но тут же разрешили специализированные классы, и у детей появилось право перехода из класса с углубленным изучением в класс с базовым образованием и наоборот. Там прибыло – здесь убыло. Дети не полешки, их нельзя переложить, чтобы было по инструкции. Все наши положения, инструкции, правила – они для кого?
Что греха таить, сегодня стратегию развития образования определяет, к сожалению, не Министерство образования, а Минэкономразвития. Считаю, главный залог здоровья, для которого не надо никаких финансовых вливаний, – это позитивная, комфортная обстановка в школе. Высший пилотаж, когда и школа, и семья способны положительно влиять на психику ребенка своим личным примером. Дети плохо нас слышат, но зато они хорошо видят наши поступки.
А в нашей жизни, к сожалению, до сих пор много двойных стандартов. Выжить без этого сложно, но надо. Во имя здоровья детей.