Особенности и эффективность уроков в режимах динамических поз и сенсорной свободы
ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ В РЕЖИМАХ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ И СЕНСОРНОЙ СВОБОДЫ
Я работаю учителем начальных классов 37-й год, из них уже почти 20 лет — по методике здоровьесохраняющего и развивающего обучения. Суть методики, по словам академика В.Ф. Базарного, заключается в том, что “свободное развитие ребенка возможно только на основе движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве, а также свободы выражения эмоциональных переживаний в руко- и речетворчестве. Только при таких условиях возможно раскрепощение телесных и духовных видов потенциалов и, как следствие, свободное развитие личности, в том числе и здоровья ребенка”.
В моем классе, помимо обычных парт для работы сидя, есть еще и парты-конторки, за которыми школьники работают стоя. Расставлена эта мебель так, что центр класса свободен. Такая расстановка парт позволяет детям беспрепятственно передвигаться во время урока, подходить к экологическому панно, к различным зрительно-сенсорным тренажерам. Парта и конторка строго соответствуют росту ребенка и “растут” вместе с ним. Рядом находятся дети приблизительно одного роста. Два раза за урок через каждые 15 минут по сигналу офтальмотренажера происходит смена динамических поз. Рабочая поверхность парты и конторки при чтении и письме находится под углом 17—18 градусов, а при рисовании, лепке, работе с ножницами приводится в горизонтальное положение.
Во время работы стоя укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка — основа энергетики человеческого организма. Когда мы впервые ставим за конторки учеников 1 класса, то первое время они могут выстоять не более 5 минут, затем постепенно это время увеличивается, а к концу учебного года у них возникает потребность стоять. Когда мы приходим с детьми в театр, наблюдаем следующее: после 20 минут сидения дети, увлеченные происходящим на сцене, начинают непроизвольно вставать.
Многих интересует вопрос, не будет ли страдать дисциплина при такой системе (смене динамических поз). Я бы сказала, что не только не страдает, а становится лучше. Если ребенок меньше устает, он то и отвлекается меньше. А если постоянно происходит смена действия (он то сидит, то стоит, то двигается), он меньше устает.
Огромное значение в развитии всех психических функций и духовного начала является воображение. В развитии воображения ребенка определяющим является чувственный образ. Основой развития воображения в учебном процессе является широкоформатное природно-экологическое панно, которое сочетает в себе принципы перспективы, духовности и красоты. Оно представляет собой картину-панно, расположенную на одной из стен класса, на которой изображен природный пейзаж, где с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Мальчишки кого-то спасают, соревнуются, девочки отправляются в путешествие или все вместе они занимаются каким-то важным делом.
Дальше поисковая деятельность разворачивается на подвижных “сенсорных крестах”, где вывешиваются карточки с заданиями, варианты ответов, которые дети должны найти и использовать в своей работе. При работе с “сенсорными крестами” формируется зрительно-поисковая активность и стимулируется познавательная деятельность. Во время работы с “крестами” задействован двигательный аппарат ученика, происходит снятие мышечного напряжения, меняется дальность зрения.
Для улучшения речевого навыка используется шаговый ритм в произношении фраз. Экспериментальные данные показали, что, соединяя слово с действием, мы помогаем детям в проговаривании фраз со сложной слоговой структурой (слоги, фразы, чистоговорки). Для фиксации наглядного материала и обеспечения режима подвижных зрительных образов используются ручные сенсорно-дидактические фиксаторы (держалки).
Для снятия зрительного напряжения и коррекции отклонений параметров зрения используются офтальмотренажеры “Бегущие огоньки” и диаграмма на потолке. Офтальмотренажеры “Бегущие огоньки” — размещенные по углам класса последовательно мигающие лампы с изображением зверей или персонажей сказок, включаемые через каждые 15 минут для тренировки координации тела, быстроты зрительно-моторной реакции и внимания учащихся. Упражнения рекомендуется выполнять стоя. Повороты головы сопровождаются хлопками, ловим мы, к примеру, солнечные лучики, капельки воды или снежинки. Систематическое выполнение таких упражнений в школе иногда спасает человеку жизнь в буквальном смысле слова. Пример из практики: наш бывший ученик, возвращаясь со службы в рядах российской армии, участвовавший в боевых действиях, прямо с поезда, не заходя домой, пришел в школу к нашему завучу со словами: “Татьяна Ивановна, спасибо Вам большое за те “огоньки”, которые мы ловили в начальной школе. Они спасли мне жизнь”.
Я думаю, что результат таких упражнений, в частности скорость ориентации в пространстве, в том числе быстрота реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных происшествий и так далее), еще не раз спасет кому-то жизнь.
Мы повседневно используем схему универсальных символов и диаграмм на потолке, комплекс геометрических фигур в виде двух эллипсов, кругов и креста, размещенных на потолке.
По одному из сигналов офтальмотренажера, звучащих на уроке, дети выполняют упражнения с помощью диаграммы. Для этого они выходят на середину класса. На диаграмме с помощью специальных стрелок указаны основные направления для перемещения глаз учащегося. Желательно, чтобы упражнения органически вплетались в тему урока. Глазками мы пробегаем по зеленой полянке, ловим солнечных зайчиков и умываемся родниковой водой.
Процесс овладения письмом для ребенка очень сложный, энергоемкий. В.Ф. Базарный доказал, что безотрывное письмо шариковой ручкой наносит большой вред здоровью ребенка — слишком велико мышечное напряжение. Кроме того, исчезает каллиграфическое письмо, увеличивается количество дисграфических ошибок. Многолетний опыт обучения детей письму привел нас к выводу: необходимо вернуться к отрывному импульсно-нажимному каллиграфическому письму пером. При таком письме происходит смена мышечного напряжения: ведем перышко вниз — нажим, вверх — волосяная линия.
Для обучения именно такому письму прописей не было, несмотря на их имеющееся многообразие. Наши учителя разработали прописи для первоначального обучения отрывному импульсно-нажимному каллиграфическому письму. Содержательная сторона прописей включает в себя упражнения на развитие логического мышления, орфографической зоркости, расширение словарного запаса, на предупреждение дисграфических ошибок. Большое внимание уделяется подготовке руки ребенка к письму пером: рисование пальчиком, раскрашивание и штриховка, рисование пером. Когда сформирован устойчивый навык письма пером (примерно к 3 классу), переходим к письму авторучкой, но обязательно при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. 8-летний опыт работы по данным прописям дал положительный результат: у учащихся повысилась мотивация к обучению письму, заметно улучшилась каллиграфия, уменьшилось количество дисграфических ошибок.
Все знают, насколько важно для ребенка овладеть хорошей осмысленной техникой чтения для дальнейшей хорошей учебы. Но очень важно, чтобы процесс обучения чтению не нанес вред психике ребенка. Мы уже давно отказались от проверки техники чтения на время, особенно с секундомером. Один случай из жизни заставил нас это сделать. Ребенок после травмы, очнувшись на операционном столе, увидел часы на руке хирурга, и первое, что он сказал, было: “Только не надо проверять у меня технику чтения!”
Когда ребенок читает “на время”, он волнуется, думает только о скорости, а образы, возникающие при чтении, отстают от осмысления, в сознании ребенка возникает путаница, он испытывает стресс. Интерес к чтению появляется не сразу, овладение чтением — процесс нелегкий. Анализируя, мы пришли к выводу, что ребенка младшего школьного возраста нельзя загонять в рамки строго регламентированного списка литературы, который учителя часто дают на каникулы. Под чутким руководством взрослых надо дать возможность ребенку выбрать книгу, которую ему интересно читать. А вот когда интерес появился, ребенок просто не представляет себе, как жить без книги. Вот тогда можно и список предложить!
Процесс письма из нелюбимого превращается в удовольствие, давая при этом хорошие результаты. Высокая техника чтения достигается не принуждением, а с помощью умелого руководства со стороны взрослых. Развивается воображение ребенка, он свободен в принятии решений, о чем говорят многочисленные творческие работы детей.
Постоянная смена деятельности помогает ребенку легко усваивать материал, возбуждает интерес, сохраняет его физическое и психическое здоровье. Ребенок стремится к познанию, с удовольствием идет в школу.
Фильм о школе им. Маресьева и многолетнем опыте применения технологий Базарного