Влияние работы с текстами различной плотности на зрительную рабочую дистанцию
ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ РАЗЛИЧНОЙ ПЛОТНОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗНАКОВ НА ВЕЛИЧИНУ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ДИСТАНЦИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Зрительная рабочая дистанция (ЗРД) изучалась у 50 школьников якутской национальности в возрасте 12-15 лет. Использовались таблицы двух типов с разнонаправленными кольцами Ландольта, сгрупированными по 16 колец в 16 группах. В качестве таблиц с высокой плотностью расположения знаков использовались стандартные таблицы Уэстона (ТВП). В таблицах второго типа – с низкой плотностью расположения знаков (ТИП) – расстояние между кольцами и группами колец было увеличено. Размер знаков в обеих Таблицах был одинаков. Учитывалось минимальное расстояние, на которое склонялись испытуемые при выполнении корректурной пробы.
При работе с ТИП 36% учащихся работали на ЗРД, соответствующей гигиеническим нормам (30 см и больше), что не приводило к напряжению аккомодации более, чем в 3,33 Ддтр, в то время как при работе с ТВП ни один из учащихся не соблюдал требуемых норм. При статистической обработке и факторном анализе выявлено, что имеются существенные различия между сравниваемыми средними величинами зрительных рабочих дистанций, на которых работали испытуемые с текстами разной плотности. Уровень вероятности безошибочного прогноза составил более 95%.
Таким образом, данные исследования показывают, что высокая плотность насыщения текста знаками приводит к тому, что учащиеся низко склоняют голову при работе с ним. Последнее отрицательно влияет не только на состояние зрения, но и на функциональное состояние организма и физическое развитие детей и подростков.
Н.И. Венсловене, В.Ф. Базарный, Красноярск, 1990 г.
КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ СССР ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ СЕВЕРА СО АМН СССР
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ДОМ НАУКИ И ТЕХНИКИ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
(Тезисы докладов научно-практической конференции)
26—27 июня 1990 г.
Красноярск—1990