Счастливое триединство
Наша школа (с углублённым изучением предметов области знаний “Искусство”) открылась 1 сентября 2002 года. Директор школы много лет проработала художественным руководителем и зав. подразделения “Хоровая Капелла” в центре “Моцарт”. Это предопределило многие особенности образовательной деятельности школы.
Из истории школы: 2002/03 учебный год — открытие, построение образовательной среды в русле концепции развития творческих способностей детей средствами искусства; 2003/04 учебный год — школа — городская экспериментальная площадка, разработка курса “Русская филология” — его содержания, средств и методов обучения; формирование новых направлений развития учащихся, открытие кафедр художественно-прикладных искусств и хореографии, 15-летие Детской хоровой капеллы, открытие концертного зала, подтверждение звания “Образцовый” коллективом Детской хоровой капеллы, первый выпуск школы; 2004/05 учебный год — школа — городская экспериментальная площадка (тема “Психологическая поддержка раздельного обучения учащихся (мальчиков и девочек) в общеобразовательной школе”, школа стала окружной методической базой для проведения семинаров для учителей музыки, музыкальных работников детских садов и педагогов дополнительного образования.
Основной целью создания такой школы является развитие и воспитание физически, психически и эмоционально здоровой личности, выявление и развитие способностей ребёнка. Исходя из этого, приоритетными направлениями содержания образовательного процесса представлены следующими аспектами.
Первое. Сохранение и укрепление здоровья учащихся. Школа использует элементы здоровьеразвивающей технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного “Организация учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы”. В учебном процессе применяются ростомерные парты, что позволяет работать на основе смены динамической позы ребёнка. В учебный план школы включён предмет двигательной активности “Танцы”, работает медико-психологическая служба.
Второе. Личностное развитие ребёнка. В это понятие входит развитие психических функций ребёнка (мышления, памяти, воображения), эмоционально-волевой сферы. Учебный процесс должен быть построен как “открытие” каждым ребёнком конкретного знания, а не как “натаскивание” его на решение типовых задач. Этому всецело отвечают программы учебно-методического комплекта “Гармония” (руководитель Н.Б. Истомина).
Третье. Творческое развитие личности каждого ученика. Реализация этого аспекта ориентирует учителей на использование в образовательном процессе заданий, требующих нестандартного подхода к их решению. Особое место в этом направлении занимает общее эстетическое развитие и воспитание учащихся через живопись, музыку, театр, лепку.
Дополнительное образование реализуется по следующим направлениям: музыкально-эстетическое; художественное; хореография и танцы.
Содержание учебно-воспитательного процесса реализуется через учебный план школы, систему внеклассных занятий и дополнительного образования.
В школе в рамках эксперимента и здоровьеразвивающей технологии реализуется идея полораздельного обучения. Проводится подбор материала для уроков, для внеклассных занятий, проводятся семинары, “круглые столы”, лектории, мы активно сотрудничаем с другими школами по данному вопросу.
Струве М.Г., директор школы № 1332, г. Москва.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. — М.: ИД “Ключ-С”, 2005, — 232 с.