Материалы по истории школьной гигиены за последние 150 лет.
О том, что именно в процессе учёбы дети теряют здоровье и приобретают хронические патологии позвоночника, зрения, психики, сердечно–сосудистой системы и других систем было замечено ещё на начальных этапах внедрения всеобщего обучения. Наиболее тревожно об этом говорили самые авторитетные в мире специалисты медики и гигиенисты на 1-м, 2-м, 3-м и 4-м всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся, соответственно, в Нюрнберге (1904), Лондоне (1907), Париже (1910) и Буффало (1913).
Именно на данных конгрессах был сделан неумолимый вывод: приобретенные в процессе учебы сколиозы, близорукость, деградация репродуктивного потенциала, психической сферы и др. обусловлены сугубо школьными факторами. В то же время, ни в те годы, ни в последующее столетие, ни одна страна в мире (кроме СССР) так и не раскрыла подлинные истоки и механизмы формирования в процессе учебы выше обозначенного «букета» школьных патологий, которые переходят во взрослую жизнь и запускают пандемию болезней и преждевременных смертей.