Турпоход — традиция лицеистов
Здоровье ребенка является одним из главных человеческих богатств. В течение последних лет наш лицей-интернат обращает пристальное внимание на состояние здоровья своих воспитанников, проводит обязательный мониторинг в процессе обучения. В школе осуществляется проект “Здоровая школа”.
Его актуальность связана с тем, что дети, постоянно проживающие в лицее-интернате, нуждаются в серьезном контроле за состоянием здоровья, в организации системы, способствующей формированию культуры здоровья учащихся. Программа “Здоровая школа” является продолжением реализации проекта “Береги и приумножай богатства родного народа и своей страны”.
Задачи “Здоровой школы”:
1. Овладение знаниями, умениями и навыками сохранения и укрепления здоровья.
2. Формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
3. Профилактика заболеваний детей через разнообразные виды деятельности, способствующей оздоровлению.
Созданная система оздоровления в лицее-интернате работает как многоуровневая система, в которой учитывается уровень состояния здоровья разных категорий учащихся; достижения современной педагогической науки в области здоровьесберегающих технологий; передовой педагогический опыт данной области; результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой учителями и лицеистами; связь с различными учреждениями, вузами, БИПКРО, органами образования и др.
Глубокое и разностороннее изучение состояния здоровья детей ведется со времени их поступления в 1-й класс. Ежегодно проводятся углубленные медицинские осмотры, ведутся наблюдения за больными, состоящими на диспансерном учете, и детьми с ослабленным здоровьем; проходят профилактические обследования узкими специалистами со сдачей анализов; ставятся возрастные плановые прививки против кори, полиомиелита, паротита, клещевого энцефалита, гриппа; осуществляется физио-, фитолечение; 4—5-разовое калорийное питание; по мере необходимости в рацион питания вводятся пищевые биодобавки, рекомендованные Минздравом России. В интернате практикуются и внеплановые дорогостоящие профилактические прививки, например, от гепатита “В”.
Медперсонал осуществляет надзор за режимом и условиями занятий и труда, контроль за режимом питания, санитарно-профилактическую работу среди учащихся и родителей, работников лицея. Придается большое значение анализу заболеваемости с последующим обобщением и ознакомлением руководства, педагогического коллектива; выпускаются медицинские бюллетени, проводятся беседы, встречи с узкими специалистами.
Большим подспорьем является наличие медпункта, оснащенного физиокабинетом, стоматологическим кабинетом, бактерицидной лампой (КУФ), лампой “Биоптрон”, некростимулятором “Дэнас”. В медицинском пункте всегда в достаточном количестве имеются наборы медикаментов для неотложной помощи и противошоковой терапии, лекарственные сборы. В школе имеются водоочистители фирмы “Цептер”, лечебная люстра Чижевского.
Обязательным условием реализации здоровьесберегающих технологий является внедрение мониторинговых технологий.
Мониторинг в лицее носит комплексный характер. Цикл деятельности включает ряд последовательных шагов: разработка параметров оценки, планирование деятельности и обсуждение предполагаемых результатов, мониторинг, оценка полученных результатов, принятие административного решения.
Данные за последние годы показывают улучшение состояния здоровья по некоторым показателям. Например, если в 2001/02 учебном году количество тубинфицированных было 120, то в 2002/03 году их стало 25, а в текущем учебном году — 10. Снизилось количество заболеваний хроническим тонзиллитом, гайморитом, отитом. Значительно снизилась заболеваемость ОРЗ и травматизмом. Развитие детей соответствует норме. Достигнуто снижение инфекционной заболеваемости. Общий уровень заболевания детей имеет тенденцию к последовательному снижению. Как критерий оценки состояния здоровья детей нами выбран показатель физического здоровья и физической подготовленности. Последние тестовые данные показали средний уровень физического здоровья, что выше среднестатистических показателей по России.
Тем не менее, по результатам углубленного медицинского осмотра учащихся бригадой врачей республиканской детской клинической больницы в составе хирурга, отоларинголога, окулиста и педиатра в прошлом учебном году отмечен рост патологии органов зрения — миопии разных степеней, спазм аккомодации — 27%, рост хирургической патологии — нарушение осанки, плоскостопие, сколиозы — 9,2%, эндокринологическая патология — 3,2%.
В лицее выбран Базисный учебный план 2004 года для начального звена с текущего учебного года. Соблюдены все требования СанПиНа. Результативность выбранного направления будет изучена в конце учебного года. Вся школа работает по трехчасовой программе по предмету “физическая культура”. Два часа ставятся в сетку уроков в первой половине дня, а третьи часы отводятся во второй половине дня в обязательном порядке. Кроме того, для работы с детьми привлечены тренеры-специалисты республиканского центра физической культуры. Таким образом, нужно отметить наше тесное сотрудничество с разными спортивными, медицинскими учреждениями, которые, безусловно, оказывают квалифицированную помощь в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Значительная часть программы “Здоровая школа” предусматривает активное вовлечение родительской общественности. Родители активно помогают нам. Традиционными являются туристические походы школой, классами.
Теперь кратко о нашем опыте проведения Дней Здоровья. В план мероприятий входили: оформление стендов в коридоре рисунками по тематике: “Занимайтесь спортом”, “Папа, мама и я — спортивная семья”, “Скажем “нет” наркотикам, сигаретам, пиву…”. Были проведены: уроки “Жизнь без сигарет, алкоголя, наркотиков. В чем преимущества?”; “О роли физкультуры и спорта в жизни”; беседы по классам во внеурочное время: “О правильном питании”, “Чистота — залог здоровья”; встречи с мастером спорта, Отличником физической культуры РФ Михаилом Цыбиковичем Шантановым. Кроме того, организованы: подвижные игры на свежем воздухе с 13.00 до 16. 00 часов; спортивные мероприятия: баскетбол, футбол, “веселые старты”. Разработана программа спортивно-туристического слета, посвященная Дню здоровья, включающая комбинированную эстафету с этапами: бег в мешке, бег с завязанной ногой, бег с большим мячом, переноска пострадавшего, бег между обручами, бег со скакалкой; соревнования по туристической технике: установка палатки, бег по кочкам; преодоление забора, маятниковую переправу; навесную переправу; переправу по параллельным веревкам; снятие палатки, перетягивание каната.
Продумана система дополнительного образования: в школьный комплекс входит школа искусств, которая оказывает благотворное воздействие на укрепление здоровья лицеистов. Так, например, в течение двух лет в первом и втором классах все без исключения учащиеся занимаются по особой программе на общеэстетическом отделении, включающем хоровое пение, хореографию, театр, изобразительное искусство. Дети занимаются с большим удовольствием.
На учебных занятиях учителя начальных и средних классов используют зрительные диктанты, технологию смены видов занятий, физкультминутки, конторки со сменой в парах (используются самодельные конторки с механической регулировкой высоты, а не заводские).
Жалсанов Б.Б., директор Республиканского Бурятского Национального Лицея-интерната № 1, г. Улан-Удэ.
Материалы нашей конференции: