Здоровье — вершина, которую ты покоряешь сам
Республиканская государственная “Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова” расположена в столице Хакасии Абакане. Это одно из ведущих образовательных учреждений республики. Миссия гимназии состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития для одаренных детей хакасской национальности с учетом их способностей. Выпускник гимназии видится нам как духовно-нравственная, творческая, деятельная и развивающаяся личность, он уважает права и свободу окружающих, бережно относится к историческому и культурному наследию хакасского народа и народов России, подготовлен к успешной социализации в обществе.
Гимназия сегодня представляет собой школу-комплекс, занимающую площадь 4,8 га, где находится 13 объектов: 3 учебных корпуса, библиотека, 2 актовых зала, 2 спортивных зала, бассейн, тренажерный зал, пищеблок, медпункт, столовая на 260 посадочных мест, теплица, душевые, жилые комнаты, гаражи. В гимназии 42 учебных кабинета, музей истории школы, мастерские, 3 компьютерных класса, работает школа искусств, основанная на базе филиала городской детской музыкальной школы.
Одной из приоритетных целей гимназии-интерната является формирование и развитие необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обеспечение их социализации.
С каждым годом в гимназию поступает всё меньше здоровых детей, растет число ослабленных и хронически больных подростков. Результаты углубленного медосмотра вновь прибывших учеников в 2004—2005-х годах даже в самых благополучных по здоровью классах выявили 14,8% больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 11,1% с хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, диффузным увеличением щитовидной железы, 7,4% детей с посттравматическим синдромом и другими хроническими заболеваниями. Ежегодно из числа вновь поступивших детей в среднем только половина имеет нормальное физическое развитие, 15—20% имеют дефицит массы и роста или наоборот избыток массы. Основная группа здоровья поступающих детей — вторая. Результаты мониторинга состояния здоровья учащихся за последние 3 года показывают, что физическое развитие воспитанников — среднее (75—84%), до 16% учащихся посещают подготовительную или специальную физкультурную группу.
В такой ситуации как никогда актуальной для нашего учебного заведения является проблема сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни педагогов и учащихся — существенный компонент учебно-воспитательного процесса гимназии-интерната.
В 1998 году педагогический совет “Здоровые дети — здоровая нация” принял гимназическую программу “Школа развития и здоровья”. Опыт реализации программы за 1998—2000 годы показал, что осуществление практически всех задач и мероприятий, поставленных перед ответственными исполнителями, позволило достичь заявленных целей:
— обоснование задач охраны, укрепления и развития здоровья воспитанников гимназии-интерната в качестве приоритета учебно-воспитательного процесса;
— определение путей и механизмов решения указанных задач в современных условиях и в условиях гимназии-интерната;
— формирование общественного мнения по проблемам здоровья подрастающего поколения и обеспечение поддержки стратегических целей, программы педагогами гимназии и родительской общественностью.
В соответствии с планом мероприятий по реализации программы был проведен сбор и анализ статистических данных, характеризующих уровень состояния здоровья обучающихся. Начата работа по формированию научно-методического, нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Педагогами велась целенаправленная работа по привитию ученикам устойчивых навыков здорового образа жизни. В классах проводилась ежедневная утренняя гимнастика, спортивные мероприятия, прогулки и игры на свежем воздухе, упражнения для релаксации во время уроков и самоподготовки. В образовательном процессе реализовывалась технология разноуровневого, разнонаправленного обучения, которая способствовала снижению учебной психологической и физической нагрузки учащихся. Повысилось качество медицинского обслуживания, работы кафедры медико-педагогических основ здоровья.
В 2001 году была принята программа “Сохранение и укрепление здоровья воспитанников РГОУ “Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова”. Сегодня забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе. Можно говорить о реализации в школе здоровьеразвивающих технологий. Результатом их внедрения является защита здоровья детей и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.
Среди здоровьеразвивающих технологий, применяемых в образовательном процессе гимназии, можно выделить: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В режиме работы гимназии предусмотрены и являются обязательными для всех детей: утренняя зарядка на стадионе, динамические паузы во время перемен, прогулки и игры на свежем воздухе после обеда и вечером перед сном. На уроках и во время самоподготовки во всех классах проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для расслабления мышц, элементы дыхательной гимнастики.
Большое внимание уделяется оптимизации учебной и психологической нагрузки детей. В гимназии наработан определенный положительный опыт разноуровневого и разнонаправленного обучения.
Во всех классах введен третий час физкультуры, заметно возросло качество преподавания данного предмета, занятия проводятся с учетом рекомендации врачей и физкультурной группы. Ведутся спецкурсы “Тренинг жизненных навыков”, “Познай себя”.
В системе управления гимназии функционирует кафедра медико-педагогических основ здоровья, объединяющая медицинских работников, преподавателей физкультуры и ОБЖ, педагога-психолога и социального педагога. Цель работы кафедры – обеспечение мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся. Создана система постоянного мониторинга текущих и прогнозируемых изменений, отклонений в состоянии здоровья и развитии обучающихся и обеспечения корректирующих мероприятий. Ежегодно все воспитанники гимназии, особенно вновь прибывшие, проходят углубленный медицинский осмотр и психологическое тестирование с целью раннего выявления отклонений в физическом здоровье или психологических проблем. Совместно с кафедрой воспитания организовано индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка. Под руководством куратора кафедры, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физкультуры и спорта Хакасского государственного университета В.И. Шалгиновой подготовлен проект “Профилактика и коррекция основных отклонений в физическом развитии и здоровье воспитанников”. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Г.А. Тайдонова, представлявшая данный проект стала финалистом республиканского конкурса “Лидер в образовании-2003”. Кафедра систематизировала опыт работы коллектива гимназии по сохранению и укреплению здоровья учащихся, готовится комплексная учебно-оздоровительная программа Хакасской национальной гимназии-интерната. Свой опыт работы кафедра обобщила на республиканском семинаре для социальных педагогов и психологов “Система обеспечения правовой, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям”.
В тесном контакте с кафедрой медико-педагогических основ здоровья работает кафедра воспитания, включающая в себя классных руководителей, воспитателей, педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, руководителей спортивных секций. Воспитателем гимназии Г.М. Коковой разработана программа “Здоровье и жизнь”, которая рекомендована научно-методическим советом гимназии для использования во всех классах. Данная программа представляет собой обобщенный опыт педагогов гимназии по формированию последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
Хорошей традицией во всех классах стали экскурсии за город, однодневные и длительные походы по республике, выезды на озера и в горы. Члены туристического кружка неоднократно побывали в горах Кузнецкого Алатау и Саян, ежегодно отдыхают в туристическом лагере “Ергаки”, расположенном в Саянах. В соответствии с программой “Школа развития и здоровья” проводятся разнообразные по формам и содержанию классные часы, беседы, внеклассные воспитательные мероприятия, направленные на пропаганду ЗОЖ. (“Здоровье — это та вершина, которую ты покоряешь сам, здоровье не купишь, им можно только рассчитываться”, “Мое здоровье — пища настоящего и будущего”, “Я и компьютер”, “Сотовый телефон и здоровье”, “Моя забота” и др.). В каждом классе проводятся различные спортивно-массовые мероприятия. Традиционными стали соревнования по национальной борьбе керес, состязания по хакасским спортивным играм (тобит, стрельба из лука, поднятие камня и др.). Целенаправленно ведется работа со специалистами Центра планирования семьи, наркологического диспансера, кожно-венерологического диспансера, Центра медицинской профилактики, Центра по профилактике ВИЧ-инфекций.
В гимназии создаются условия для творческой самореализации детей. Работает республиканская детская школа искусств, которую с большим удовольствием посещают наши воспитанники. В стенах этой школы они обучаются хореографическому и художественному искусству, искусству вышивания гобеленов и игре на различных духовых и струнных инструментах, баяне и фортепиано, хакасских народных инструментах. Гордостью школы искусств является оркестр русских народных инструментов и духовой оркестр. Ребята могут посетить занятия различных кружков и клубов по интересам (“Металлическое кружево”, “Хакасское декоративно-прикладное искусство”, “Резьба по дереву”, “Основы работы на ЭВМ”, “Театральная студия”, фольклорная группа “Нанхылар”, вокальная группа, клуб “Воскресные посиделки”, “Изонить”, “Волшебная манка”). В бригадах по изготовлению национальных сувениров они не только учатся искусству своего народа, но и зарабатывают деньги.
Существующий Базисный учебный план школы составлен с учетом профильного и предпрофильного обучения. Инвариантная часть полностью реализует федеральный и региональный компоненты. Вариативная часть позволяет расширить гимназический компонент. Содержание учебного плана соответствует основной цели национального гимназического образования: “Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся”. Индивидуальные образовательные программы воспитанников строятся на основе индивидуализации учебного процесса, реализуется индивидуальная траектория образования.
Совместная деятельность ученика, педагога, классного руководителя, воспитателя, родителей, медико-психологической службы, использование реально действующих здоровьесберегающих технологий, информационного и диагностико-аналитического сопровождения образовательного процесса способствует реальному выявлению и учету индивидуальных склонностей, потребностей, интересов обучающихся, исключает учебную перегрузку.
Эффективность использования технологии предпрофильного и профильного обучения в гимназии-интернате проявляется в том, что не наблюдается учебной перегрузки, реально удовлетворяются индивидуальные образовательные потребности, интересы обучающихся.
Гимназия стала победителем Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов (2002 г.), победила в региональном конкурсе “Лучшая школа России — 2004” и стала дипломантом Всероссийского конкурса, победила во Всероссийском конкурсе “Школа — территория здоровья” (2004 г.).
Республиканское государственное общеобразовательное учреждение “Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова”, г. Абакан, Республика Хакасия.
Материалы нашей конференции: