Постановление конференции «Здоровое образование: опыт и перспективы» 2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Всероссийской с международным участием общественно-практической конференции памяти В.Ф. Базарного (30—31 марта 2023 года) по теме
«Здоровое образование: опыт и перспективы»
31 марта 2023 года город Москва
Организаторы — ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей», Центр здорового образования им. В.Ф Базарного, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Земская гимназия» при поддержке Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
Участники — члены Общественной палаты Российской Федерации представители общественных палат субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, использующих здоровьеразвивающие (здоровьесберегающие) технологии обучения, органов исполнительной и законодательной власти, науки, деловых кругов, общественных организаций, родительского и экспертного сообщества России, Азербайджанской Республики и Республики Беларусь.
Цель конференции — выработка конкретных мер по созданию системы распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения Российской Федерации, как практического шага по выполнению требования «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» (раздел IV, пункт 4), введённой Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 июня 2012 года № 761.
В ходе мероприятия были рассмотрены следующие вопросы:
1. Система образования, как социальный институт воспроизводства творческого, физического и психического потенциала народа, и её влияние на демографию.
2. Опыт применения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в отдельных регионах и ряде образовательных учреждений.
3. Меры по созданию системы распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, принципами и целями государственной политики в интересах ребенка в области образования, а также указами Президента Российской Федерации.
Рассмотрев и обсудив проблемы и перспективы здоровьеразвивающего воспитания и обучения в России, участники конференции особо подчёркивают необходимость создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка, как главного ресурса всей его жизнедеятельности. Они напоминают, что 21.02.2023 года в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин обозначил основную задачу по защите наших детей: «Мы должны защитить наших детей от деградации и вырождения, и мы сделаем это».
Участники конференции отмечают усилия Общественной палаты Российской Федерации, особенно Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, в продвижении в общественное сознание необходимости перевода системы образования на здоровьеразвивающую основу, как ключевого звена в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях. Они напоминают, что такая задача о «распространении здоровьесберегающих технологий обучения… на все образовательные учреждения» была поставлена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» (раздел IV, пункт 4), введенной Указом Президента Путина В.В. от 1 июня 2012 годка № 761. Однако, исполнительная власть к решению этой задачи так и не приступила.
Участники конференции разделяют и поддерживают Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации от 22.09.2022 года по итогам «круглого стола» на тему «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу – ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях», а также идеи, изложенные во Вспомогательных материалах общественным палатам субъектов Российской Федерации для организации и проведения мероприятий, посвящённых обсуждению данной темы, подготовленных Центром здорового образования им. В.Ф. Базарного и ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей».
Участники конференции обращают внимание на тот факт, что в связи с острой необходимостью в защите нашего Отечества значительно возросли требования к качеству развития юношей и лиц призывного возраста, их физическому, психическому, духовно-нравственнму здоровью, а также уровню социальной зрелости – как важному фактору формирования обороноспособности государства, в том числе и боевого потенциала Вооруженных сил страны.
Они напоминают, что ещё в 2006 году по указанию Главы государства и распоряжению Правительства Российской Федерации специалистами Минобороны совместно с Минобрнауки и Росспортом была разработана Федеральная целевая программа «Здоровье молодых людей призывного возраста», рассчитанная на период 2007-2010 годы. Однако данная программа не была реализована, что по мнению генерал медслужбы В.В. Куликова (в то время председателя Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России) «безусловно, пагубно скажется на годности призывников к военной службе».
Участники конференции отмечают, что в общественном сознании имеется понимание стратегической роли образования в жизни общества. Однако, взгляды на образование (как систему) сводятся к спорам о содержании и финансовом обеспечении. Но содержание — это надстройка, а базис — это условия среды, физиолого-эргономические основы организации учебного процесса, воздействующие на растущего ребёнка (организация среды, режимы обучения, методики и т.п.). Без целенаправленного формирования этого фундамента на научной основе и приведения его в соответствие с видовыми пололичностными особенностями человека, никакие реформы и инновации не изменят ситуацию к лучшему. Что наглядно показывает вся мировая история внедрения всеобщего обучения.
Участники конференции особо подчёркивают, что:
- физиолого-эргономическая основа современного образования не учитывает законы развития ребёнка и за время обучения разрушает его здоровье;
- каждое новое поколение детей приходит в школу всё более незрелым и неготовым к предстоящим нагрузкам;
- система образования во всём мире, как социальный институт воспроизводства творческого, физического и психического потенциалов народа, является главным фактором деградации этих потенциалов, в т.ч. подрыва жизнеспособности на уровне всей человеческой популяции;
- перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу — ключевое звено в решении проблемы народосбережения и задаче развития общества;
- это достигается, в первую очередь, выполнением требования «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» о распространении научно обоснованных адекватных природе ребёнка здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения страны.
Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по «модернизации образования» обречены на неудачу. Примером тому служит принятие и неэффективная реализация (по докладам Счетной палаты Российской Федерации) весьма затратных федеральных программ «Дети России», «Здоровый ребёнок», упомянутой «Национальной стратегии в интересах детей», «Десятилетия детства», «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» и ряда других.
Поэтому внедрение здоровьеразвивающих образовательных технологий, работающих на развитие физического, психического, творческого и нравственного потенциала как можно большего числа детей, становится первоочередной задачей общественных, государственных и политических структур, а также деловых кругов.
По мнению участников конференции, перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу должен проводиться в рамках межведомственной, ресурсно-обеспеченной государственной политики, определяющей:
- цели и задачи, направленные на здоровое развитие подрастающих поколений в системе образования в целом, а также в учебном процессе непосредственно;
- выделяемые ресурсы, силы и средства;
- однозначные, измеряемые критерии оценки эффективности деяьтельности образовательных организаций, органов управления образованием по здоровому развитию учащихся и воспитанников на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения.
Такая политика должна обеспечить:
- подготовку педагогических и управленческих кадров для практической работы по внедрению здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в общеобразовательных организациях Российской Федерации, а также просветительскую деятельность по указанной проблематике;
- механизм соответствующей аттестации педагогических кадров и организаций, морального и материального поощрения за результаты в развитии и здоровье обучающихся;
- механизм и материальную базу для распространения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения во все образовательные организации Российской Федерации.
По мнению участников конференции, для формирования такой политики следует:
1. Внести дополнение в Федеральный закон «Об образовании», определяющее понятие «здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения», их место и роль в образовательном процессе.
2. Провести ревизию нормативных документов, определяющих политику в сфере образования, здравоохранения и демографии (национальные и федеральные проекты, концепции, стратегии, программы и прочее) для выделения тех, куда необходимо внести положение о переводе системы образования на здравоохранительную (здоровьеразвивающую) основу (распространению здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения на все образовательные учреждения).
3. Принять двенадцатилетний межведомственный федеральный проект «Внедрение здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в образовательных организациях дошкольного и школьного образования Российской Федерации», обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников именно в процессе обучения с доврачебным экспресс мониторингом в начале и конце учебного года динамики их здоровья. Срок в двенадцать лет определяется периодом взросления ребёнка от подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения до окончания 11-го класса общеобразовательной школы.
Проект включает следующие основные разделы:
- создание управленческих структур (межведомственного координационного совета проекта, соответствующих структур при органах исполнительной власти всех уровней, штатных структур органов управления образованием и каждой образовательной организации, отвечающих за внедрение);
- подготовка преподавательских и управленческих кадров по теме «Обеспечение здорового развития учащихся в образовательном процессе»;
- просветительская работа среди родителей (подготовка программы «Школа родителей» и проведение просветительской работы с настоящими и будущими родителями (работниками предприятия и учреждений, студентами и старшеклассниками) по теме «Обеспечение здорового развития учащихся в образовательном процессе и дома»;
- критерии оценки деятельности образовательной организации, органов управления образованием всех уровней по здоровому развитию воспитанников и учащихся;
- план реализации проекта;
- оснащение учебных помещений необходимым оборудованием и мебелью (с ресурсно обеспеченным перечнем);
- управление проектом, в т.ч. создание доврачебного экспресс–мониторинга динамики здоровья воспитанников и учащихся в начале и конце учебного года;
- финансовое обеспечение реализации проекта;
- ожидаемые результаты.
Применение в образовательном процессе здоровьеразвивающих технологий обучения (при научно-методическом сопровождении) значительно повышает психическую устойчивость, силовую выносливость, жизненные силы детей, т.ч. иммунитет, способствует успешному овладению программой обучения. Как минимум в три раза уменьшает распространённость школьных форм патологии, а в перспективе обеспечивает их резкое сокращение, что позволит радикально снизить затраты на медицину.
Подобный подход может быть применён для формирования соответствующей региональной политики.
Участники конференции полагают необходимым в рамках федерального проекта «Внедрение здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий обучения в образовательных организациях дошкольного и школьного образования Российской Федерации» принять федеральную целевую программу «Здоровье молодых людей призывного возраста».
Для решения этих задач участники конференции предлагают организаторам:
1. Довести Постановление конференции до профильных комиссий общественных палат субъектов Российской Федерации.
2. Довести Постановление настоящей конференции, Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации от 22.09.2022 года по итогам «круглого стола» на тему «Перевод системы образования на здоровьеразвивающую основу — ключевое звено в решении проблемы устойчивого ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях», а также «Вспомогательные материалы общественным палатам субъектов Российской Федерации» для организации и проведения мероприятий, посвящённых обсуждению данной темы до:
- Координационного совета РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» (сопредседатели совета Васильева О.Ю., президент РАО и Пирадов М.А., вице-президент РАН);
- Комитета Государственной Думы по просвещению и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
- Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, в частности, руководителя рабочей группы «Сбережение с детства» Батышевой Т.Т., а также структур управления национальных и федеральных проектов, концепций, стратегий, программ, определяющих политику в сфере образования, здравоохранения и демографии;
- организаций дошкольного и школьного образования Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней.
3. Для наращивания усилий Центра здорового образования имени В.Ф. Базарного, как органа сохранения, развития и популяризации наследия этого выдающегося исследователя и практика, включающего в себя научную школу и объединяющего единомышленников всех регионов России, начать совместную работу по созданию Содружества образовательных учреждений, использующих в своей деятельности здоровьеразвивающие технологии обучения В.Ф Базарного.
Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного, 31 марта 2023 г.
Постановление конференции «Здоровое образование: опыт и перспективы» 2023
Системные профилактические эффекты здоровьеформирующего образования – Храмцов П.И.
Стратегия подготовки педагогов к здоровьеориентированной деятельности – Богачева Е. А.
Рекомендации Общественной палаты РФ по переводу системы образования на здоровьеразвивающую основу
Вспомогательные материалы Общественным палатам субъектов Российской Федерации