О Центре Базарного, целях его создания и основных направлениях нашей деятельности
Приветствую всех участников конференции.
Я кратко расскажу о нашем Центре, цели его создания, направлениях работы, а также о том, что мы сделали и делаем на сегодняшний день.
Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного – это прежде всего соратники, ученики и помощники профессора, которые долгие годы работали с ним над решением практических задач по разработке, распространению и массовому внедрению здоровьеразвивающих технологий начиная с 1970-х годов. Один из разработчиков технологий, Виктор Александрович Гуров, принимает участие в нашем мероприятии сегодня.
Наша цель — это создание ресурсного центра, содействующего распространению здоровьеразвивающих технологий во все образовательные учреждения страны.
С 90-х годов cовместно с В.Ф. Базарным мы активно работали над задачами массового распространения и внедрения здоровьеразвивающих технологий по всей России и за рубежом. Лично я присоединился к этой работе в 2011-м году. Мы провели несколько всероссийских и международных конференций, Европейский симпозиум, сняли документальные фильмы, множество интервью, издали и перевели несколько книг, собрали опыт сотен учреждений, сделали целый ряд веб-ресурсов и проектов по данной тематике с тысячами материалов для популяризации направления, инициировали ряд мероприятий в СФ, ГД и ОП РФ для привлечения внимания общества и власти к практическому и системному решению этой проблемы на государственном уровне.
Работу над созданием Центра в его текущем виде мы начали ещё при жизни профессора. В 2021-м году на 79-ти летие Владимира Филипповича мы запустили сайт Центра, планировали создание новой научно-практической лаборатории Базарного.
После ухода из жизни профессора мы работаем над формированием архива научно-практического наследия государственных лабораторий, работавших под руководством Владимира Филипповича с 1977-го по 2009-й год, и созданием Центра Базарного как некоммерческой организации с целью дальнейшего развития направления здоровьеразвивающей педагогики и преображения культуры образования в целом.
Мы продолжаем работать и с отдельными школами и садами, но только в очень ограниченном режиме. Поскольку недостаточность ресурсов не позволяет нам распылять свои силы на частные вопросы.
Отдельные сады, школы и кабинеты, вопреки ожиданиям многих, ничего не решают и решить в принципе не могут, необходима система, которая выходит далеко за границы территории образовательного учреждения. Даже лично, по своему собственному опыту, запуская отдельные кабинеты и даже школы с базовыми элементами, у меня уже есть несколько случаев когда сменилось руководство или просто учитель и не осталось даже следа от оборудования, тем более от методик.
Таким образом, требуется создание устойчивой системы, включающей в себя межведомственный координационный механизм управления.
Главная задача нашего центра — это, прежде всего, массовая реализация на государственном уровне и подготовка для этого соответствующей инфраструктуры.
В рамках этой задачи, в частности, мы работаем сегодня над модульным учебно-методическим комплексом, включающим в себя курсы повышения квалификации, учебно-методическое пособие и большой набор других сопутствующих материалов.
Но даже если будет принята соответствующая государственная программа, никакие директивы не изменят в один день поведение людей и культуру. Поскольку речь идёт о базовых стереотипах поведения человека. Это показывает, в частности, опыт Республики Коми, где программой Базарного на рубеже 2000-х годов было охвачено 490 школ и садов при полной поддержке руководства региона. Поэтому планомерная научно-просветительская деятельность находится также среди наших главных приоритетов. Мы подготовили целый ряд интернет-сайтов и опубликовали в общей сложности уже тысячи различных материалов и в рамках этой задачи.
На сайте Центра опубликованы книги, видео, сотни публикаций из опыта школ и детских садов, в частности, богатейший материал по поло-личностному подходу в обучении девочек и мальчиков. Это, прежде всего, Лицей раздельного обучения Гармония г. Железногорск, директор Е.Н. Дубровская, Московская школа-лаборатория №760 под руководством В.Ю. Гармаша, начальная школа-детский сад №115 г. Ярославля (Н.Н. Зеленцова), Лицей «Эврика» в Хакасии (директор Вахтель Анна Григорьевна) и, конечно это Земская гимназия в Балашихе (Кравченко Галина Викторовна и Кравченко Игорь Львович), в которой будет проходить второй день конференции.
Также нами созданы материалы для популяризации направления среди взрослого населения. Мы разработали множество материалов по вопросам эргономики рабочего места и двигательных режимов, перевели 3 книги с английского языка [1] [2] [3] и несколько десятков в научно-популярных публикаций по этому направлению.
Владимир Филиппович работал над практическими вопросами развития подрастающего поколения более 45 лет на базе 4-х государственных лабораторий, вырастил 16 кандидатов и докторов наук (это только те, кто защитились), плотно взаимодействовал с несколькими школами и садами, которые были экспериментальными площадками данных лабораторий. За эти годы накопилось большое количество данных, в том числе первичных материалов исследований.
Мы начали работать над архивом ещё при жизни профессора и завершим этот процесс только в этом году. Часть материалов которого постепенно публикуем на наших ресурсах. Некоторые вещи будут опубликованы позднее в печатном виде. Что-то будет издано после обобщения.
Мы оцифровали в общей сложности, около 150 000 тысяч страниц, 7000 фотографий, около 200 видео и аудио кассет различного формата, около 100 редких профильных книг и сборников из библиотеки профессора. Собрали более 600 публикаций в СМИ и видеосюжетов, начиная с 70-х годов прошлого века. Владимир Филиппович не просто оставил богатый след в истории, он преобразил всё наше будущее, создав для этого научный, практический и организационный фундамент.
Время не стоит на месте и мы дальше продолжаем развивать само направление, появляются новые разработки и решения, работаем над обобщающей аналитикой, изучением влияния других аспектов культуры на формирование человека и общества, понемногу собираем первичный материал уже для новых исследований. К выходу готовятся 2 две новых книги с уникальным материалом.
Ещё раз повторим, что для нас приоритетом является создание системы массового внедрения. И только в этом контексте следует понимать нашу деятельность. Мы считаем, что вопрос развития зрелых и здоровых поколений является первостепенным для любого общества и должны сделать всё возможное со своей стороны чтобы здоровое образование стало нормой для каждого ребёнка.
Благодарю за внимание, присоединяйтесь к нашей деятельности, вникайте в смыслы, распространяйте материалы, а самое главное, создавайте здоровую среду для себя и близких. Раскрывайте свой богатый природный потенциал, но не забывайте, что развитие происходит только через осознанные усилия.
Все наши решения, вопросы и ответы заключены в самом Человеке.
Сидоров Е.Е., исполнительный директор Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного
30 марта 2023, Общественная Палата РФ.
Презентация Центра здорового образования им. В.Ф. Базарного
CentrBazarnogo-Presentacia
Вас приветствует Центр здорового образования им. В.Ф. Базарного
مقاله عالی بود، آرزوی موفقیت دارم برای تو همیشه